вторник, 26 ноября 2024
Саммит ОДКБ показал, что у Российской Федерации реальных союзников гораздо меньше, чем на бумаге

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Саммит ОДКБ показал, что у России реальных союзников гораздо меньше, чем на бумаге

Саммит ОДКБ показал, что у России реальных союзников гораздо меньше, чем на бумаге

23 декабря 2015 10:50    Просмотров: 18391

Елена Короткова, © News-Asia

В минувший понедельник, 21 декабря, в Москве состоялся очередной саммит ОДКБ, посвящённый вопросам безопасности и стабильности в странах-членах организации и в мире. Члены объединения выразили устную поддержку главе Российской Федерации Владимиру Путину в его действиях по сирийскому вопросу и в сложившейся ситуации в отношениях с турецкими властями, а так же приняли заявление о противодействии международному терроризму.

 - Вновь заявляем о своём решительном осуждении терроризма во всех его формах и проявлениях, подчёркиваем, что никаким террористическим актам не может быть оправдания по идеологическим, религиозным, политическим, расовым, этническим либо другим мотивам, - гласит документ. -  Считаем несовместимыми с нормами морали, гуманизма и духовности массовые убийства террористами мирных граждан, варварское разрушение памятников истории, осквернение религиозных святынь. Будучи убеждёнными в необходимости консолидации усилий всего мирового сообщества для эффективной борьбы с терроризмом, выступаем за формирование широкой коалиции на основе положений Устава ООН, норм и принципов международного права без политизации и предварительных условий. Призываем все государства неукоснительно выполнять требования антитеррористических резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.  Приоритетной видим задачу решительного пресечения деятельности террористической группировки ИГИЛ, развязавшей жестокое кровопролитие во многих странах и представляющей угрозу для всего человечества. Констатируем рост угроз безопасности в Центральной Азии, связанных с повышением активности ИГИЛ, движения «Талибан», «Аль-Каиды» и других террористических организаций на территории Афганистана, что ведёт к всплеску напряжённости на южных рубежах ОДКБ, напрямую угрожая дестабилизации ситуации в зоне её ответственности. Считаем, что поддержанию стабильности на евразийском пространстве и в мире в целом будет способствовать дальнейшее развитие сотрудничества в рамках существующих региональных структур и расширение взаимодействия государств по вопросам борьбы с терроризмом как на политическом уровне, так и на уровне специальных служб, профильных министерств и ведомств. Большое значение придаём дальнейшему усилению комплексных мер противодействия идеологии международного терроризма и религиозного экстремизма. Убеждены, что для укрепления гражданского иммунитета к распространению радикальных идей необходимо дополнить усилия государственных компетентных органов потенциалом общественных структур, СМИ и религиозных конфессий.

Каждая из стран предлагала свои варианты решения проблемы. В частности, глава Таджикистана Эмомали Рахмон затронул вопросы вербовки сограждан религиозными экстремистами.
- Стремительно меняющаяся обстановка в регионе с участием новых сил спровоцировала сложную непредсказуемую ситуацию и поставила перед организацией новые неотложные задачи, - отметил таджикский президент. -  Для государств-членов ОДКБ самым опасным является то, что в военных конфликтах региона принимают участие некоторые наши граждане. Наша сегодняшняя встреча позволяет нам мобилизовать соответствующие наши структуры для взаимодействия и обмена данными. Таджикистан с учётом своего расположения находится на переднем плане борьбы и принимает все меры для противодействия этими вызовам и угрозам.

Со своей стороны Рахмон предложил в рамках организации принять меры для поддержания вооружённых сил в состоянии постоянной готовности. Его коллеги согласились с этим решением.
Но, несмотря на массовые совместные антитеррористические военные учения стран ОДКБ и множество документов о сотрудничестве, фактически  члены объединения показали, что едины только на бумаге. За последние полгода это хорошо продемонстрировали два  вопроса. Первый – неугасающие последствия Нагорного Карабаха. Регулярные обстрелы со стороны Азербайджана, производимые по сей день в том числе и из оружия турецкого производства, упорно остаются без внимания объединения. Настолько упорно, что глава Армении Серж Саргсян вынужден был открыто заявить на встрече о том, что ОДКБ теряет свой престиж игнорированием фактов эскалации агрессии со стороны Азербайджана.

- Каждый раз, когда Вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом еще и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, её престиж, ее значимость, - отметил он. 

Наконец, союзники по ОДКБ  выразили поддержку действиям России на международном уровне в качестве помощника разрешения сирийского конфликта и уничтожения ИГИЛ лишь постфактум. Ни одна из стран сразу не поддержала первого  заявления РФ по сбитому  Турцией бомбардировщику  СУ-24 и не дала оценку  произошедшему сразу после катастрофы. Казахстан и Киргизия, всячески подчёркивавшие ранее принадлежность к «тюркскому миру», и имеющие тесные торгово-экономические связи с Турцией, просто не стали создавать себе лишние международные проблемы и отмалчивались до той поры, пока это было возможным.  Таджикская сторона отреагировала обтекаемым заявлением МИД, о том, что произошедшему  нужна «объективная оценка, способствующая деэскалации обстановки и нормализации обострившихся российско-турецких отношений». Белорусский МИД  так же обошёл скользкий вопрос одобрения какой-либо стороны участников инцидента.

- Подобные трагические и очень опасные инциденты вызывают глубокое сожаление и крайнюю обеспокоенность. Особенно, когда они происходят в регионе, где и без того на протяжении нескольких лет идет кровавое вооруженное противостояние, и когда участниками таких инцидентов становятся братская для нас Россия и дружественная Турция, - отметил пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик, отвечая на вопросы журналистов.- В любых такого рода ситуациях требуются выдержка, совместная работа по деэскалации напряжённости и выяснению всех деталей инцидента с тем, чтобы избежать их повторения в будущем.

Наиболее резко благодаря географической близости к Турции,  историческим непростым взаимоотношениям и потенциальной угрозе безопасности  с турецкой стороны по сей день по ситуации высказалась Армения.

- В то время, как внимание международного сообщества сконцентрировано на борьбе с международным терроризмом, подобные действия являются ударом по этим усилиям, - отметил министр обороны Армении Сейран Оганян на совместном брифинге с министром обороны Сербии Братиславом Гашичем. - Международное сообщество должно предпринять усилия и не допустить обострения ситуации.
Одна страна из пяти, по логике вещей обязанных поддержать военного союзника. В то время как в блоке НАТО позицию Турции сразу же безоговорочно стали защищать многие другие страны-члены объединения, несмотря на факты, говорящие о неправоте турецких ВВС  с точки зрения международных законов и элементарной логики.

Своей позицией с News-Asia по этому поводу и по общим итогам последнего саммита поделился Григорий Трофимчук, председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» (Research Support Foundation «Workshop of Eurasian Ideas»). По его мнению, для ОДКБ наступил критический момент – активную позицию занимает только Россия, а для обеспечения общей безопасности этого недостаточно.

-Задача у всех последних саммитов ОДКБ – в принципе только одна: попытка понимания того, насколько страны-члены этого военного блока готовы участвовать в разворачивающейся недалеко от них войне. И даже – на чьей стороне. Так как участие в ОДКБ какой-то из этих стран, к сожалению, пока не является гарантией того, что в критический момент она не выступит на стороне Запада и США. То есть, момент истины для ОДКБ практически настал, и если этот союз не будет отвечать на имеющиеся вызовы и угрозы, он не сможет защитить сам себя, свои территории и население. При этом уже не так важно, как и почему началась эта война, – важно теперь не попасть под её «гусеницы». Будем говорить прямо: страны, входящие в ОДКБ а) не готовы поверить до конца в военную мощь России; б) и именно по этой причине они боятся США, НАТО. То есть, того атлантического блока, которому и должны, по идее, слитно противостоять, - полагает эксперт. - Для того, чтобы обосновать свою позицию, каждая из сторон изыскивает какие-то общие формулировки. Поэтому в составе ОДКБ пока что нет союзников в настоящем смысле этого слова, а есть всё те же самые партнёры по экономике, плавно перетёкшие из ШОС, ЕАЭС и других организаций. Союзник – это тот, кто готов идти за вас в бой без всяких денег.  Имеется разница между позицией России и Армении, с одной стороны, и всех остальных членов ОДКБ, с другой. Армения находится на стыке всех проблем (Турция, Карабах, Ближний Восток и т.д.) и поэтому она не может занимать аналогичную позицию простого наблюдателя. Но пока ещё до конца не ясно, готов ли и Ереван дать своих солдат для действий в той же Сирии. Этот аспект является частью момента истины.

- Чем может обернуться для России решение союзников по ОДКБ о невмешательстве и фактическом отказе от помощи в сирийском конфликте не на словах? Означает ли это возможный раскол в ближайшее время и ОДКБ, и других объединений (ШОС, ЕАЭС) с участием России и центральноазиатских стран?

 - Для России такая ситуация может обернуться очевидными вещами: кратным увеличением расходов на оборону зоны ответственности ОДКБ и одиноким участием во всех ближайших, малых и больших, войнах. И если Россия при этом будет терять силу, а проще говоря, проигрывать, то все названные Вами экономические союзы будут постепенно расслаиваться, растворяться, менять свой формат. Если же Россия начнёт реально побеждать (хочу подчеркнуть: реально, физически), тогда и ОДКБ, и все остальные пророссийские объединения начнут набирать силу. Но пока что мы видим - обратные процессы. На данный момент кажется, что для стран ОДКБ – что называется, милое дело, и дальше проводить неспешные комфортные, в бытовом плане, саммиты по наркотрафику и проблемам терроризма. Лишь бы их не трогали насущными и неотложными вопросами военного времени. Ситуацию может изменить вхождение войны напрямую в одну из стран блока – например, в той же Центральной Азии. Тогда к России и Армении – уже внутри самого ОДКБ – может примкнуть ещё какой-то сторонник (сторонники).

Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

мухтар аманов 02 января 2016 13:34

Президенту Армении надо усвоить что Нагорный Карабах это не Армения и даже в случае обострения там обстановки ОДКБ не будет задействовано так как нет нападения на Армению . На помощь Еревану может прийти только Москва впрочем это трудно представить из - за возможных последствий в виде выхода из ОДКБ некоторых государств .

мухтар аманов 24 декабря 2015 14:10

Дело не в том что у России нет настоящих союзников . Всё дело в нежелании союзников следовать неуравновешенному политически неадекватному курсу Кремля . Курсу больше сходном с диктатом если что то Москва конфликтует с соседями .

Kazim 23 декабря 2015 15:39

Активную позицию только РФ занимает говорите? Ничего, сейчас пятая точка загорится и вспомнят многие республики для чего ОДКБ существует, и займут тоже активную позицию, хотя бы в том, что касается безопасности. ДАИШ не дремлет, уже толпами в Азии народ закрывают за вербовку-участие-привлечение родственников, просто пока это сильно не афишируется. Тут помощь России очень пригодится. Стоило бы уже сейчас прислушиваться к ней побольше, потому что, например, в вопросе той же ДАИШ Москва явно побольше понимает, и вовремя прекратила контакты с Турцией. А мы по-прежнему увеличиваем и товарооборот, и контакты усиливаем... А потом удивляемся: откуда вербовщики к нам приезжают?

Другие новости

24 июля 2024 09:00

Биологическая безопасность Кыргызстана: важно сотрудничество с Россией

В Кыргызстане прошла дискуссия об обеспечении биобезопасности страны, участники которой подняли ряд актуальных вопросов и предложили конкретные шаги по защите от биологических угроз.

22 июня 2024 07:39

Свобода передвижения рабочей силы в ЕАЭС играет роль «подушки безопасности»

Актуальные вопросы, связанные с участием Кыргызской Республики в процессе евразийской интеграции обсудили участники круглого стола: «Юбилей ЕАЭС: итоги и перспективы для Кыргызстана», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.