вторник, 26 ноября 2024
Судьба СМИ в Кыргызстане определится осенью

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / СМИRSS

Киргизские журналисты смогут отстоять свои права и существование только через два месяца

Киргизские журналисты смогут отстоять свои права и существование только через два месяца

04 июля 2016 12:13    Просмотров: 8122

Елена Короткова, © News-Asia

Спор вокруг скандальных поправок в закон КР «О СМИ» на время прекращён. Народные избранники шестого созыва ушли на летние каникулы, проголосовав за него в первом чтении со множеством нарушений действующего законодательства и оставив журналистов в подвешенном состоянии до осени.

Масштабное давление на «четвёртую власть» в республике со стороны чиновников началось более двух месяцев назад. Оно началось с инициирования поправок в законы «О противостоянии экстремистским действиям» и «Об информатизации», благодаря которым будет возможно закрыть любой сайт без суда и следствия только за наличие одного крамольного материала, который по мнению комиссии будет угрозой безопасности и обществу. Затем на свет появились на общественное обсуждение поправок в закон «О СМИ», которые были раскритикованы медиаэкспертами и правозащитниками.Тем не менее их одобрил профильный комитет парламента, после чего представителями НПО был начат сбор подписей в поддержку отклонения законопроекта. Однако, успешно миновав необходимые парламентские слушания, проект отправился фактически прямиком на голосование, где был поддержан большинством ( 79 из 109 народных избранников, присутствовавших в тот день). В основном голоса были получены авансом: при том условии, что Кожобек Рыспаев и его трое коллег, инициировавшие поправки, внесут в них обещанные коррективы ко второму чтению, которые, несмотря на громкие обещания депутата в проект не были внесены до первого чтения на пленарном заседании.

Это заставило медиаэкспертов и ветеранов республиканских СМИ составить обращение к спикеру, парламенту и главе государства с просьбой снять с повестки законопроект за ненадобностью, ещё раз напоминая о подтасовке данных в пояснительной записке и о губительном влиянии новой версии закона на свободу слова и положение СМИ в республике. А Алмазбека Атамбаева просят в случае принятия поправок во втором и третьем чтениях воспользоваться правом президентского вето, дабы они не вступили в силу. С документом его авторы ознакомили коллег на пресс-конференции.

- Я считаю, что этот законопроект - удар ножом в спину для журналистов. Проект появился и был принят слишком стремительно, и есть очень много вопросов к инициаторам данного законопроекта: к сожалению, понять логику их абсолютно невозможно. Во-первых, непоследовательность: вы все видели, как они неоднократно меняли объяснение причин внесения поправок, ловились на нарушении данных ими же обещаний, уже не говоря о том, что все четверо депутатов не имеют никакого отношения к журналистике и никакого понимания специфики работы журналистов, они не проработали в этой сфере ни дня. Не было парламентских слушаний, имели место многочисленные нарушения закона, и нет внятного ответа о том, зачем всё же нужен этот законопроект. В этом отношении сравнения с другими странами Европы, Россией, США не выдерживают никакой критики. Их ограничения в области СМИ вызваны наличием крупных транснациональных компаний. У которых идёт дележ рекламного рынка между собой. Кроме того, информационных барьеров сейчас нет даже в США – это всё недостоверные и устаревшие сведения. Хитрая манипуляция фактами. В тех же США работала даже «Аль Джазира», пока руководством ресурса не было принято решение о прекращении вещания, нет проблем увидеть там российские телеканалы или Russia Today.Информационный рынок можно защитить десятками других способов, в эпоху же глобализации запреты теряют всякий смысл. Да, есть аналогии с РФ и Казахстаном, где для СМИ есть схожие в чём-то ограничения, но эти две страны могут укреплять СМИ и создавать ресурсы внутри республиканского значения и на экспорт. В этих странах есть программы государственной поддержки СМИ, о которых мы часто слышим, но которых лишены. В этих условиях открытый информрынок является не только возможностью получать финансовые вливания извне, но и приобщаться к стандартам мировой журналистики, техническим ноу-хау. Будем откровенны: посмотрим на наши и СМИ и именно те, которые финансируются из-за рубежа, на полшага-шаг впереди благодаря финансированию и новым технологиям. Остальные ресурсы находятся в жалком состоянии, потому что внутри государства мало что предпринимается в их поддержку, - напомнил один из инициаторов обращения журналист Азамат Тынаев, который по совместительству является членом группы по разработке единой государственной Концепции информационной политики. - Те, кто издаёт газеты и журналы, знают, какой бардак творится в госпредприятии «Кыргыз Почтасы». В их киосках можно купить всё, что угодно. От мороженого и жвачек до канцтоваров и игрушек - всё, кроме газет. И вот вместо поддержки появляется этот закон. Представители СМИ не идут с вами на диалог? Мы приглашали инициаторов закона и их представителей на встречу, они игнорировали нас.

Как член же экспертной группы по разработке концепции информационной политики, Тынаев считает: у республики нет другого выхода, чем оставаться информационно открытой страной и делать законодательство в этом направлении более либеральным, и вопросы спорные в этой сфере должны решаться посредством диалога, а не грубой силы со стороны властей.
Кроме того, есть и ещё одна версия происходящего: новая версия закона сделает число ресурсов меньше, а их владельцев и редакторов – более сговорчивыми в преддверии президентской гонки-2017. Её отчасти придерживается и Тамара Валиева, отработавшая на телевидении и в режиссуре многие годы. По её мнению, возможна ситуация, когда четыре депутата просто поставили свои имена под законопроектом, который даже до конца не дочитали.

- Меня удивила поспешность, с которой был принят этот комплекс поправок. Прибежали, обсудили между собой, приняли. Вызывает вопросы и то, как происходило голосование. Моё мнение – это уже началась подготовка к выборам президента в 2017 году, и необходимо подмять СМИ под себя… Комиссия, которая всё это делает, провела законопроект с нарушением многих процедур. Отговорки самые разные. И когда инициаторы поправок в действующий закон точно не могут объяснить, кого они коснутся , у меня складывается впечатление, что они этот закон не читали. А лишь подписали, а кто-то дал им его со стороны. Я ни в коем случае не хочу обидеть никого из наших депутатов, но если это так на самом деле – жаль, что законотворчество происходит таким образом. Хотелось бы, чтобы всё журналистское сообщество держало вопрос на контроле и не дало подписать закон тихо и без привлечения шума и внимания общественности, - подытожила она.

Обращение поступило в соответствующие службы, однако глава государства не отреагировал на него до момента выхода нардепов на каникулы. А спикер Чыныбай Турсунбеков, подводя итоги сезона перед журналистами, с одной стороны поблагодарил их за работу, а с другой, на вопросы о спорной версии закона, ответил, что «безопасность превыше всего». Даже превыше демократии. Таким образом, то, как в ближайшие годы будет выглядеть республиканское информационное пространство, уже вряд ли остаётся для журналистов загадкой.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

04 августа 2024 04:32

Названы лучшие и худшие пресс-службы госорганов Кыргызстана

Пресс-служба Министерства здравоохранения стала лучшей по итогам опроса, проведенного среди журналистов Кыргызстана. Об этом сообщает Бюро коммуникаций «ТАГС». На втором месте в рейтинге лучших оказалась пресс-служба МЧС. Третье место разделили пресс-службы мэрии Бишкека, МВД и Нацбанка КР.

05 апреля 2024 07:28

В Кыргызстане хотят ввести наказание за клевету и оскорбления в СМИ и интернете

Министерство культуры вынесло на общественное обсуждение законопроект, предлагающий ввести наказание за клевету в СМИ и интернете в Кодекс о правонарушениях.

Обзоры

 Владимир Банников 

Дни особого режима

У каждого кыргызстанца первые дни после отмены режима чрезвычайного положения проходят по-разному...

 Елена Короткова 

ПРАВО НА ЭФИР

Как выживает кыргызский телеканал «Апрель», оставшийся без эфирной частоты и помещения?

 Владимир Банников 

ПЯТИЛЕТКА АТАМБАЕВА

Что президент КР поведал журналистам на итоговой пресс-конференции?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.