вторник, 26 ноября 2024
Аскар Акаев: «Сердцем я остаюсь со своим народом»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ИнтервьюRSS

Аскар Акаев: «Сердцем я остаюсь со своим народом»

Аскар Акаев: «Сердцем я остаюсь со своим народом»

31 августа 2016 13:58    Просмотров: 14673

Александр Банников, © News-Asia

Накануне 25-ой годовщины Независимости Киргизской Республики первый президент  Киргизии Аскар Акаев ответил на актуальные вопросы.

- Аскар Акаевич 19 августа 1991 года состоялся путч ГКЧП. Повлияли ли события 25-летней давности на Вашу судьбу?

    - Как и многие другие, я узнал о событиях 19 августа по радио. Прежде всего, почувствовал боль и тревогу за великую страну, гражданином которой я был. Ведь, на следующий день 20 августа должно было состояться торжественное подписание нового Союзного договора, подготовленного в ходе трудного и продолжительного ново-огаревского процесса. Обновленный Союзный договор давал шанс на сохранение Союза, но уже не как унитарного государства, а на конфедеративной основе. Был найден оптимальный компромисс в распределении полномочий между центром и республиками, которые получали бы полную кадровую и экономическую самостоятельность. За центром оставались общая оборона, внешняя политика, военно-промышленный комплекс и научно-технический прогресс. Как участник всех рабочих заседаний в Ново-Огарево могу утверждать, что лидеры всех девяти республик, за исключением прибалтийских были готовы подписать обновленный Союзный договор. Путч сыграл роковую роль в судьбе СССР сорвав его подписание. Считаю, что был упущен редчайший шанс трансформировать и сохранить Союз.

То, что ГКЧП – это был путч, попытка государственного переворота, у меня никаких сомнений не было. Путчисты ссылались на болезнь президента СССР Горбачева М.С., на его недееспособность. А я тремя днями раньше, 16 августа, больше часа с ним разговаривал по телефону. Горбачев сам позвонил мне и интересовался: «Аскар, ты не знаешь, как соседи твои настроены насчет подписания Союзного договора?» Он был полон энтузиазма, говорил энергично. Поделился планами относительно ускорения экономических реформ после подписания документа.
    Поскольку я был одним из активных участников новоогаревского процесса и твердым сторонником подписания обновленного Союзного договора, в тот же день я выступил с обращением к народу Кыргызстана, в котором осудил действия ГКЧП и квалифицировал их как попытку государственного переворота. И оказался вторым после Б.Н. Ельцина, кто выступил против ГКЧП. Впоследствии это дало нам моральное право, в числе первых республик, 31 августа 1991 года принять Декларацию о государственном суверенитете.

- Что означает для Вас День независимости?

- Государственная независимость – это возможность сохранить себя на века как нацию, сберечь неповторимые черты и качество своего народа, умножая тем самым свой вклад в общую копилку мировой культуры. Я счастлив, что в этот исторический момент мой народ доверил мне руководство республикой. Я горжусь тем, что стоял у истоков создания нового независимого Кыргызстана, успешно провёл родную республику через самые сложные испытания переходного периода и возвысил её международный имидж. Нашу страну по достоинству стали называть «островком демократии в Центральной Азии», «Швейцарией Центральной Азии».
Перед политической элитой Кыргызстана теперь стоит священная задача – хранить её как зеницу ока. В 2010 г. после апрельских и июньских кровопролитных событий страна уже стояла на краю пропасти. Хочется верить, что государственная независимость на Землю  Ала-Тоо пришла навсегда!

- Что сыграло положительную роль в развитии Киргизской Республики?

- К счастью, к тому времени в народе уже утвердилась доминирующая идея о необходимости выбора в пользу подлинно демократического пути развития. Как глава государства, с самого начала, я вёл твердую линию на всестороннее развитие демократии. Мировое сообщество высоко оценило наши усилия, оказало всемерную поддержку и помощь в укреплении демократических институтов и рыночных реформ в экономике.
Затем родилась национальная идея «Кыргызстан наш общий дом», поскольку тогда проблема межнациональных отношений требовала наибольшей заботы. Страна ещё не залечила раны, полученные от трагических Ошских событий 1990 г. В этой обстановке требовались энергичные меры по сохранению и укреплению единства в народе, межэтнического согласия, по стабилизации социально-политической обстановки. Предложенная мной в 1991 г. национальная стратегия «Кыргызстан – наш общий дом» стала надежной основой. Именно энергичная реализация этой доктрины обеспечивала единство народа, межнациональное согласие и политическую стабильность в стране, которые позволили успешно провести трудные демократические и рыночные реформы в турбулентные 90-е годы. Более того межэтнические отношения в Кыргызстане стали образцовыми. В марте 1999 г. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Макс Ван дер Стуул признал: «Кыргызская модель межэтнических отношений может служить примером для всего мира». Жаль, что в дальнейшем «революционная власть» Бакиева и Отунбаевой разрушила межрегиональное и межнациональное согласие и единство, достигнутые многолетними усилиями нашего народа.
Провозглашение независимости естественно не могло не всколыхнуть также национальные чувства кыргызского народа, давшего новому независимому государству своё имя. В ответ на этот вызов была предложена программа национального возрождения, центральными событиями которой стали празднование 1000-летия Манаса и 2200-летия кыргызской государственности. Они получили широкую международную поддержку и проводились по решениям ООН и ЮНЕСКО. 1995-й год со стороны ООН был провозглашен годом Манаса великодушного, а 2003-й год – Годом кыргызской государственности. Эти события вызвали огромный интерес к Кыргызстану и истории кыргызов в мировом сообществе и небывалый духовный подъем народа страны. Таким образом, на самом начальном этапе независимости, возникли три национальные идеи, три национальных проекта, успешное осуществление которых способствовало динамичному становлению новой демократической государственности в Кыргызстане.

- Мировое сообщество, убеждаясь в прогрессивном и демократическом развитии страны. Благодаря этому нам удалось привлечь значительную льготную помощь и гранты от международных финансовых организаций и стран-доноров  на цели развития, на реализацию крупных проектов по созданию инфраструктуры: строительство стратегической дороги Бишкек-Ош; реконструкцию аэропорта «Манас»; создание современной цифровой телекоммуникационной системы связи; строительство ЛЭП и реконструкцию ТЭЦ, обеспечившую энергетическую безопасность; модернизацию системы здравоохранения и многое другое.
Стратегическое значение имело строительство современной автомагистрали Бишкек-Ош и другие меры по развитию Юга Кыргызстана. Ош был объявлен южной столицей республики. В 2000 году по решению ЮНЕСКО мы праздновали 3000-летие этого древнейшего города на Великом шелковом пути. Все эти события оказывали целительное воздействие на межрегиональные отношения и единство народа. Замечу, чтобы получить льготные кредиты на строительство дороги Бишкек-Ош, мы впервые выдвинули доктрину возрождения Великого шелкового пути. Сегодня уже Китай при широкой поддержке ключевых стран Большой Евразии приступил к осуществлению трансконтинентальных путей сообщения для полномасштабного возрождения Великого шелкового пути.
Таким образом, первые четырнадцать лет независимого Кыргызстана были насыщены созидательными делами. Наша республика шла впереди СНГ в проведении рыночных реформ в экономике. Мы первыми ввели свою национальную валюту – сом, обуздали гиперинфляцию и укрепили собственную финансовую систему. Одни из первых успешно провели земельную реформу и создали подлинное местное самоуправление, обеспечив продовольственную  независимость. КР первой из стран СНГ была признана страной с рыночной экономикой и принята в ВТО ещё в 1998 г., благодаря чему мы сохранили такие отрасли как внешняя торговля и швейная промышленность, что обеспечивало в течение десятилетия около 800 тысяч рабочих мест. Именно вследствие этого, в свое время, республика получила значительные торговые преференции от Китая.
Экономика республики в 2000-е годы шла в гору, средние темпы роста составляли 6%, а в 2004 г. – они достигли 7%. Так что после себя я оставил вполне благополучную страну.

- Аскар Акаевич, почему в ЦА первым изгнанником «цветной революции» стали именно Вы - ведь мировое сообщество называло Вас, «создателем островка демократии в регионе»?

    Всем хорошо известно, что 24 марта 2005 г. группа заговорщиков во главе с Бакиевым осуществила государственный переворот, опираясь на криминальные силы так называемых «наркобаронов», а также финансовую и информационную поддержку из-за океана. Криминальная составляющая госпереворота затем аукнулась многими бедами: ограблением магазинов и разрушением предприятий; серией заказных убийств; агрессивным вторжением представителей криминального мира в публичную политику; сращиванием криминалитета с государственной властью. Все это резко ухудшило политическую ситуацию в стране в последующие годы. Президент Казахстана Н.Назарбаев назвал эти события «бандитским переворотом боевиков и уголовников.
    Также хорошо известно, что лидер заговорщиков Бакиев как политический авантюрист был готов в тот день на любые жертвы, чтобы захватить власть. Заговорщики не скрывали своего намерения довести столкновения демонстрантов с властью до кровопролития. Я же всегда придерживался принципа не применять силу против своего народа, которому служил.
В марте 2005 г. я действовал руководствуясь высшими национальными интересами, как президент страны, а также своими демократическими и гуманистическими убеждениями, как гражданин. Во избежание человеческих жертв, я приказал личной охране и военным не стрелять в людей ни при каких обстоятельствах. Но мне было известно, что организаторы государственного переворота намерены обязательно спровоцировать кровопролитие, чтобы затем обвинить в этом меня и потребовать отставки. Учитывая это обстоятельство, я принял решение временно покинуть страну, пологая, что никакая власть не стоит и капли человеческой крови. Если бы тогда пролилась кровь, то она обязательно переросла бы в общенациональный гражданский конфликт. Я был последователен и добровольно сложил с себя президентские полномочия, чтобы не усугублять внутренние проблемы страны. Хотя это решение было принято в критической ситуации, оно было осознанным. В создавшейся ситуации это было единственно правильное и разумное решение. Мою правоту подтвердили апрельские события 2010 г.
    Бакиев же, с самого начала своего правления предупреждал всех, что в отличие от меня он будет защищать свою власть с автоматов в руках. Поэтому неудивительно, что в апреле 2010 г. он дал команду применить оружие, погубив жизни более 80 человек. Апрельские события в столице затем аукнулись в июне кровавыми межэтническими конфликтами на юге республики, жертвами которых стали многие сотни людей уже при попустительстве Временного правительства во главе с Отунбаевой. Таким образом, приказ Бакиева стрелять по народу привёл страну к национальной катастрофе. Такой же сценарий мы наблюдаем всюду, где в подобной ситуации пролилась кровь. Так было в Украине в 2015 г., так было в Египте, Ливии, Тунисе и других странах в предыдущие годы.
    Государственный переворот в марте 2005 г. сорвал поступательное развитие демократических процессов в стране. «Революционная власть» получила в наследство благополучную страну, успешно прошедшую через горнило переходных кризисных испытаний. Но все это оборвалось в марте 2005 г. У революционеров был шанс пойти дальше, добиться большего, чем в предшествующие годы. Перед глазами кыргызстанцев за это время прошли Бакиев, Отунбаева, ныне у власти Атамбаев. Популистским обещаниям улучшить жизнь, громким посулам нет конца. А реальная обстановка в стране все ухудшается. Как первый президент страны я сделал для своего народа в созидательном плане всё, что было в моих силах. В критический час принял решение в пользу мирной жизни в стране, жертвуя всем своим авторитетом и добрым имиджем. Я горжусь, что тогда оставил мирную страну и дал возможность своему народу решить свою судьбу мирным конституционным путем.
    Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что меня никто не изгонял из страны. Я выехал сам, чтобы не допустить кровопролития и разрядить взрывоопасную обстановку в стране, созданную непримиримой оппозицией. По контрасту действовал Бакиев. Поэтому в апреле 2010 г., действительно, народ восстал против морально обанкротившегося преступного режима Бакиева и позорно изгнал его из страны.

- Результат вступления Киргизии в Таможенный и Евразийский союзы сегодня вызывает большие споры. Какова Ваша позиция в этом вопросе? Как вы оцениваете шансы республики, как участника этих объединений? Каковы ваши прогнозы?

- Одна из закономерностей нынешней глобализации - региональная интеграция, которая может помочь избежать негативных последствий глобализации. Поэтому сегодня ни одна страна в мире не может успешно развиваться без участия в региональной кооперации. Следовательно, Кыргызстан сделал очень правильный шаг, вступив в Евразийский экономический союз. Это веление времени. Евразийский экономический союз сегодня стал весьма привлекательным межгосударственным объединением с большим потенциалом развития. Вступление Кыргызстана в объединение сулит для страны значительные преимущества и поможет вывести ее экономику из кризисного состояния. Но позитивный результат от вступления в ЕАЭС будет зависеть от грамотно выстроенной политики интеграции со стороны правительства Кыргызстана. Нельзя полагать, что он придет автоматически. Многие думают, что в ЕАЭС имеется «рог изобилия» откуда посыплются все блага для Кыргызстана. Их надо заработать трудом. С другой стороны, в самой ЕАЭС может возникнуть вопрос: не станет ли постоянно митингующий, беспокойный и нестабильный Кыргызстан грузом тянущим ЕАЭС вниз? Поэтому политической элите Кыргызстана надо серьезно подумать о том, как обеспечить стабильное и созидательное развитие КР в будущем ЕАЭС.

- Как Вы оцениваете перспективы интеграции на постсоветском пространстве?

- Убежден, что возникновение нового Союза и последующая его деятельность окажут мощное притягательное воздействие на другие части евразийской региональной системы. Глубоко уверен, что, прирастая новыми членами и расширяя сферу своей деятельности, ЕАЭС в перспективе сможет выйти в политическом и экономическом отношениях на уровень Евросоюза по своему масштабу и международному влиянию. В обозримом будущем ЕАЭС может стать надежным мостом для сопряжения Евросоюза и возрождающегося Великого шелкового пути, мостом между Востоком и Западом Большой и процветающей Евразии.

- В Киргизии намерены провести референдум по изменению Конституции. Скажите, с Вашей точки зрения насколько это необходимо и к чему данная инициатива может привести? Каков будет расклад политических сил на ближайшее время?

    - Очевидно, что предполагаемые изменения в Конституцию приведут к непомерному усилению одной из ветвей власти, а именно – исполнительной. А это ведёт к установлению авторитарной власти. Мы это уже видели на примере Грузии, там то же самое пытался реализовать Саакашвили. Но мудрый грузинский народ решил по-другому. Когда популистические лидеры запутываются во лжи, они сбрасывают маску демократа и становятся диктаторами. Последние десять лет в Грузии и Украине мы как раз наблюдали торжество популистических лидеров, которые привели свои страны к краху. Демократические лидеры обычно аппелируют к народу, а популистические к толпе, к «майдану».

- Прошло 11 лет с тех пор, как оппозиция совершила переворот 24 марта 2005 года, и 6 лет после трагических событий апреля 2010 года. Скажите, оправдали так называемые «революции» свои цели?

- Главный урок, который необходимо всем извлечь из геополитических событий последнего десятилетия – это то, что революционным путем, путём уличной демократии и государственных переворотов нельзя решить ни одной государственной проблемы, нельзя улучшить благосостояние народа. Это убедительно продемонстрировали последствия государственного переворота в 2005 г. Революции и государственные перевороты совершают политические авантюристы, опираясь на несбыточные популистские лозунги и, как правило, прибегая к помощи криминальных сил. В итоге они приносят много проблем и бед своему народу. На постсоветском пространстве «цветные революции» в Грузии и Украине обрекли народы этих стран на длительные кризисные испытания и отбросили их в экономическом развитии на многие годы назад. Использование насилия в развитии демократии, а таких примеров в последнее десятилетие по всему миру наблюдалось множество, показало, что оно приводит во всех случаях к трагическому исходу. Посмотрите на итоги «арабских революций» 2011 г. Большинство стран Ближнего Востока разрушены и лежат в руинах. Образовались миллионы несчастных беженцев.
Главная линия, которой я всегда придерживался в своей президентской деятельности была «стабильность и эволюция – лучше чем революция». Именно благодаря социально-политической стабильности и устойчивому развитию, в первые полтора десятилетия страна далеко продвинулась вперед.. Государственный переворот 2005 г. прервал это поступательное эволюционное развитие демократических процессов и нанес непоправимый урон правовым и моральным устоям. Экономика страны бал отброшена назад на десятилетие.
    Хватит революций! Хватит искать врагов! Кыргызстан хлебнул этого горя сполна. Пора заняться созидательным делом. У нас мудрый и трудолюбивый народ, прекрасная страна. Надо консолидировать политическую элиту в национальных интересах страны. Пришла пора отбросить на свалку истории революционную демагогию и заняться нормальным государственным строительством и возрождением экономики. «Уличной демократии», на волне которой выросли многие нынешние партийные и государственные деятели Кыргызстана, предстоит уйти в прошлое, если мы хотим, чтобы наша страна не отстала безнадежно от наших партнеров по ЕАЭС. Внутренняя политическая стабильность и единство народа – это наилучшие и наивысшие предпосылки для устойчивого развития любой страны.

- Скажите, если бы у Вас появилась возможность повернуть время вспять и вернуться в 90-е и начало 2000-х годов, поменяли бы вы что-нибудь в своих действиях, решениях?

    - Никак нет! Для меня в те годы императивом была линия на демократизацию. Некоторые из коллег по СНГ даже упрекали меня в излишнем ускорении этого процесса. Хотя линия на ускоренную демократизацию  драматически сказалась на моей личной судьбе, я не жалею о своих усилиях в этой области. То же самое можно сказать о других сферах переустройства нашей жизни. Каждый шаг в годы президентства мной был выстрадан. Каждое решение выношено в итоге длительных раздумий и обсуждений.
    От главных дел в моей президентской деятельности я не могу отказаться даже мысленно. От чего было возможно отказаться, что изменить? От коренных рыночных реформ? От земельной реформы? От политики межнациональной дружбы и гражданского согласия? От политики союзничества с Россией?

- Киргизия стала парламентской республикой в 2010 году. Как вы считаете, оправдан ли этот переход? Какие плюсы и минусы на Ваш взгляд существуют в стране при парламентском правлении?

    - Политическая практика не придумала лучшей «формулы власти», чем подлинное разделение её ветвей, разумеется, при условии, что каждая из них привержена демократическим ценностям и твердо следует им на практике. Исходя из своего опыта государственной и политической деятельности, считаю, что переход страны от президентско-парламентской формы правления к парламентской был преждевременным. Действительно, опыт постсоветских республик показывает, что первая форма наиболее подходит в переходный период, который они переживают. Именно персональная ответственность президентов в благополучных странах СНГ стала залогом их устойчивого развития. В Кыргызстане же по большому счёту никто ни за что не отвечает. Отсюда и стагнация во всем.
    Успешных примеров функционирования парламентаризма в современном мире также предостаточно. Однако они относятся преимущественно к развитым странам с упорядоченной веками системой государственного управления, например, как в Великобритании или Швейцарии. К тому же в этих странах в парламенте представлена ответственная и договороспособная политическая элита. В наших условиях, сам характер необязательной коллективной ответственности, зачастую затяжной неэффективный порядок принятия решений неизбежно создают состояние размытости государственной власти, её беспомощности, её отстранённости от текущих и стратегических дел в стране.
    Временное правительство, возглавляемое Отунбаевой не оставило за собой каких-либо заметных созидательных дел, а её волюнтаристский курс на парламентскую республику оказался оторванным от реальной жизни, о чём свидетельствует объявленный референдум по внесению изменений в Конституцию.
Дорога домой

- При каких обстоятельствах Вы были бы готовы вернуться на родину?

- Я кыргыз по рождению, воспитанию и духу. Сердцем я остаюсь со своим народом, находясь от него вдали. Возвращение на Родину моя заветная мечта. Но я подожду пока в республике продолжается революционная власть. Надеюсь, что уже в ближайшие годы к власти народ приведет подлинно демократическую власть, которая отменит антиконституционный декрет от 12 августа 2010 г. Временного правительства во главе с Отунбаевой о лишении А. Акаева статуса экс-президента. Тогда для меня и откроется дорога домой на Родину.
    Ничто не препятствует моему возращению в Кыргызстан. Моя совесть чиста перед народом и законом. Все что достигнуто в стране полезного за годы моего президентства, сделано с доброй душой и чистыми руками. Все знают, какая беспримерная по низкопробности и жестокости была клеветническая кампания, развязанная против меня как первого президента. В её основу были положены наряду с политическими претензиями также лживые измышления и инсинуации по присвоению госимущества.
    Сразу же после 24 марта 2005 г. первым указом «революционного» президента Бакиева была создана специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьером Усеновым в целях поиска имущества Акаева. Комиссия обанкротилась, акаевского имущества не нашла. Они прекрасно понимали, что этот поиск бесплоден. Однако свою главную цель комиссия осуществила. Она провела инвентаризацию всего национального имущества и новая власть определила, чем можно поживиться. Люди помнят с каким необузданным рвением команда Бакиева тогда бросилась на делёж национального богатства.
    Бакиевский гепрокурор Бекназаров клятвенно обещал найти акаевские миллиарды за рубежом. Наняли за полмиллиона долларов известного американского сыщика Либермана. По просьбе Бакиева к поиску банковских счетов США подключили ФБР. В итоге Бекназаров был вынужден признать, что «ни цента не нашли».
    Как говорится в народе «нет худа без добра». Так что Бакиев и его соратники доказали, что я чист перед своим народом. Цель у «революционной власти» была лишь одна – всеми способами дискредитировать Акаева в глазах мировой общественности и собственного народа. В этом они преуспели.
Мира и процветания

- Накануне Дня Независимости Киргизской Республики чтобы Вы хотели пожелания народу КР?

- Чрезвычайно рад через вашу газету передать горячий привет своим соотечественникам. Желаю им сохранять веру в лучшее будущее и всеми силами бороться за него. Желаю единства и межнационального согласия, чтобы в стране царили мир и стабильность. Рекомендую не поддерживать популистических лидеров и тогда страна пойдёт на подъем к процветанию!

    Дорогие соотечественники!
    Сердечно поздравляю Вас с 25-й годовщиной провозглашения государственной независимости. Желаю всем счастья и благополучия. Пусть крепнет и возвышается наш родной Кыргызстан!

МК-Азия

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Кукуш 04 сентября 2016 17:40

Что-что , но ААА умеет дать интервью!

Нурлан 01 сентября 2016 10:41

Класс! Первый президент наш интеллектуал! Спасибо Вам!

Нурлан 01 сентября 2016 04:29

Дорогой , глубокоуважаемый наш Первый президент, спасибо за поздравление! Вам здоровья и здоровья !!!

Другие новости

13 июля 2024 09:32

Диалог на двоих – диалог с друзьями!

В середине апреля в Жогорку Кенеш в рамках деятельности Совета по вопросам миграции и противодействия торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошел «круглый стол» по теме: «Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет».

27 июня 2024 09:51

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Кыргызское образование сейчас переживает непростое время. Чтобы развиваться и сохранить свои позиции в мировом сообществе, страна активно ищет более эффективные модели для обучения школьников и студентов, повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Обзоры

 Артём Хегай 

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Как живётся уйгурам в Кыргызстане?

 Екатерина Пантелеева 

В КАПУСТЕ НАШЛИ ИЛИ АИСТ ПРИНЕС?

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту ребенка

 Елена Скворцова 

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.