Кыргызстан сделал нестандартный шаг в мировом правовом поле. Стало известно, что республика прекратила юридическое преследование сына экс-президента Курманбека Бакиева Максима. Таким образом, экс-ответчик, после смены власти (2010 г.) скрывшийся в Лондоне, не вернет республике ничего.
Во время пребывания на посту главы государства Бакиева-старшего, его сын – Максим – был международным консультантом, экспертом по стратегическому планированию, геоэкономике, маркетингу, логистике управления качеством, правовым и финансовым вопросам. Компетентность во многих областях помогла ему быстро организовать целую сеть по отмыванию и выводу на свои счета денег из бюджета республики. В стране началась волна продаж государственной собственности, контрольные пакеты акций которой оказывались в руках у семьи Бакиевых или у близких к Максиму Курманбековичу людей. В частности, эта участь постигла холдинг связи «Бител», КООРТ (Кыргызское общественное образовательное радио и телевидение), Кантский цементно-шиферный завод и Шампанвинкомбинат. По итогам тендеров по продаже 13 ведущих предприятий республики, крупные пакеты акций так же оказались в доверительном управлении у холдинга MGN Group, чьим гендиректором был гражданин США Евгений Гуревич, ближайший бизнес-партнер Максима Бакиева. Заработанные коррупционным путем деньги хранились в «АзияУниверсалБанке», негласно принадлежавшему сыну президента. Кроме того, с 29 октября 2009 года до апреля 2010 года Максим Бакиев был директором Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ) республики. Находясь в этом статусе, по данным кыргызских правоохранителей, предоставленных позже Интерполу, он нецелевым образом использовал кредиты, выделенные мировым сообществом для республики, занимался перекупкой газа через подконтрольные фирмы, выручив только таким образом более 16 млн долларов, и нанеся бюджету Кыргызстана в целом ущерб в более чем 250 миллионов долларов.
Вел Бакиев-младший успешный бизнес и за рубежом. Совместно с другом и партнером – банкиром и предпринимателем Валерием Белоконем в 2006 году он зарегистрировал совместную фирму в Латвии – Maval Aktiviti. С ее помощью был реализован ряд совместных проектов, связанных с горнодобывающей отраслью, банковской сферой, нефтью, газом и недвижимостью в России, Казахстане, Южной Америке, Украине и даже в Африке. Так же им принадлежали издательство Who is Who in Latvia, пивоварня Kimmels Riga и футбольный клуб Blackpool Football Club.
Революцию апреля 2010 года Максим Бакиев встретил в США, в страну уже не вернулся, укрывшись в Великобритании. В мае того же года Кыргызстан обратился в Интерпол с просьбой оказать содействие в поиске и экстрадиции расхитителя кредитов. В 2014 году в самой республике Первомайский районный суд Бишкека вынес Максиму Бакиеву вместе с членами его семьи обвинительные заключения по делу об организации заказного убийства британского бизнесмена Шона Дейли в 2006 году. По мнению кыргызских правоохранителей, мужчина вместе со своим отцом-президентом вступил в сговор с целью обогащения путем незаконного получения исключительных прав на разработку золоторудного месторождения Джеруй и дальнейшей его перепродажи третьим лицам. Лицензия на разработку Джеруя на тот момент принадлежала компании «Оксус голд плс», представителем которой и был Дейли. Мужчина в начале 2006 года прибыл в КР, провел работу со СМИ, ЖК и правительством, разъясняя свой вариант вложения инвестиций в кыргызскую экономику, при котором акционная доля КР на разработках месторождения составляла бы 50%. Однако по указке «сверху» договор с компанией на выгодных для республики условиях не был заключен. Вместо этого сотрудничество было решено начать с некоей компанией «Глобал голд компани», которая, согласно показаниям на суде экс-премьера Феликса Кулова, подписавшего в 2006 году соглашение о сотрудничестве, была создана главой государства и его сыном для того, чтобы передать месторождение третьим лицам и получить прибыль вместо соблюдения интересов государства. А чтобы Дейли не поднял скандала и не помешал этим планам, в июле 2006 года неустановленный киллер расстрелял иностранца возле его дома, но благодаря вовремя оказанной медицинской помощи Дейли выжил. Суд приговорил экс-президента к 25 годам лишения свободы, его брат Жаныш и сын Максим были заочно приговорены к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества. Позже тот же самый Первомайский районный суд Бишкека приговорил Максима Бакиева ко второму пожизненному заключению по делу о выводе средств из «АзияУниверсалБанка». В его действиях суд усмотрел признаки преступлений, в частности, предусмотренных статьями 30 «Соучастие в преступлении», 303 «Коррупция» и 306 «Заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызстана» УК КР.
Однако исковое заявление против Максима Бакиева, поданное за рубеж, не продвигалось, экстрадировать получившего политическое убежище осужденного в КР не удалось. Работа адвокатов и разного рода издержки обошлась бы Кыргызстану почти в 3 млн долларов США и первый иск, который был подан правительством республики, был аннулирован. А в апреле 2016 года группа депутатов кыргызского парламента заявила о необходимости довести до конца судебное дело Бакиева и вернуть похищенные миллионы долларов. До истечения срока давности экономических преступлений, инкриминируемых сыну экс-президента, оставались считанные дни. Но Кыргызстан с помощью Генеральной прокуратуры умудрился успеть подать второй иск в гражданский суд Великобритании по факту хищения из двух правительственных фондов порядка 20 млн фунтов стерлингов.
Несмотря на серьезные намерения парламента и правительства привлечь сына экс-президента к ответственности за его деяния, в Кыргызстане у него нашлись своего рода единомышленники. По заявлению компании «Hickman & Rose», представляющей интересы Бакиева-младшего, этот иск был отозван двумя агентствами республики. Как цитируют представители компании самого Максима Курманбековича, он считает, что иски со стороны КР – следствие «политической вендетты» со стороны нового правительства, сменившего правительство его отца после «военного переворота» в апреле 2010 года.
– В последней из серии правовых встреч господин Бакиев столкнулся с гражданским иском о мошенничестве, в котором он обвинялся в хищении государственных средств КР из двух фондов в количестве по меньшей мере 20 миллионов фунтов стерлингов. Тем не менее, это требование было снято на прошлой неделе, – говорится в официальном заявлении на сайте компании. – Его успех в борьбе с этой последней претензией случился через два месяца после того, как решение в пользу господина Бакиева было вынесено в суде при рассмотрении еще одного личного иска о возмещении вреда, предъявленного ему британским бизнесменом Шоном Дейли за инцидент со стрельбой в 2006 году на территории КР. Судебное слушание проводилось без присутствия Бакиева, и Дейли апеллировал аргументами, которые использовались в судах Кыргызстана. Господин Бакиев позже заявил, что «обвинение было подготовлено кыргызскими властями в рамках их непрекращающейся кампании по возложении вины за беды страны на мою семью». Представитель правосудия судья Сапперстоун посчитал доказательства, представленные господином Дейли как «абсолютно неправдоподобные», и выразил обеспокоенность, что в их создании могли быть замешаны представители прокуратуры республики.
Стоит отметить, что против Максима Бакиева были попытки возбуждения еще нескольких дел по различным фактам нарушения закона, помимо вышеперечисленных. В 2012 году Бакиев-младший был задержан в Лондоне по запросу ФБР по подозрению в мошенничестве с ценными бумагами в США, но был отпущен под залог в 250 тысяч фунтов стерлингов. Также было выдвинуто требование об экстрадиции Максима Курманбековича в США на основании документов, подтверждающих его участие в воспрепятствовании свершения правосудия и в операциях с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации на биржах Нью-Йорка, Лондона и Мадрида. Однако его адвокат заявил, что дело его подзащитного имеет политическую подоплеку и связано с американской базой в аэропорту «Манас». И через некоторое время в 2013 году Вестминстерский магистратский суд в Лондоне закрыл дело в связи с тем, что запрос об экстрадиции был отозван американской прокуратурой. В итоге Максим Бакиев снова вышел сухим из воды.
После того, как новость о своеобразной лояльности неких госагентств по отношению к Максиму Бакиеву распространилась в СМИ, Центр судебного представительства правительства Кыргызстана разослал разъяснение по отзыву иска. Прежде всего оказалось, что иск в лондонский суд предоставили от имени Социального фонда КР и ЗАО «Фонд развития КР» к ряду ответчиков, в том числе к Максиму Бакиеву и бывшему председателю совета директоров ОАО «АзияУниверсалБанк» Михаилу Наделю.
– 5 сентября 2016 года Высокий суд Лондона вынес против Наделя решение о его ответственности за причиненный двум фондам вред. Это позволяет Соцфонду и Фонду развития перейти к взысканию ущерба с Наделя без существенных затрат, которые потребовались бы на ведение полного процесса против других ответчиков, – говорится в сообщении. – Уведомление о прекращении дела было подано без ущерба для каких-либо дальнейших или иных прав КР в отношении Бакиева. После уточнения отдельных процессуальных моментов работа в данном направлении продолжится.
Также в ЦСП отмечают, что выводы, описывающие отзыв иска как победу Бакиева в данном судопроизводстве, не соответствуют действительности: каждое судебное и арбитражное производство, которое ведется от имени КР и ее органов и организаций, основывается на принципах достижения желаемых результатов самым рациональным образом с минимальными затратами средств государственного бюджета. И исковое производство от имени двух фондов строго следует этим принципам.
МК-Азия, №38, 2016 год
Комментарии