В среду, 22 июня, в Бишкеке состоялась презентация нового современного мультимедийного пресс-центра “Россия”, на церемонии открытия которого присутствовали высокопоставленные гости из Российской Федерации.
В их числе - специальный представитель Президента РФ по международным культурным связям Михаил Ефимович Швыдкой. Этот человек стал первым гостем “России”, ответившим на вопросы киргизских журналистов в стенах нового пресс-центра. Прежде чем приступить к непосредственным обязанностям респондента, Михаил Ефимович выразил свое восхищение новой медиа-структурой, начавшей свою работу в Киргизии.
- Создание подобного пресс-центра, как мне кажется, отражает серьезное желание найти новые информационные подходы к освещению и собственно киргизской жизни, и к тем отношениям, которые существуют между Россией и Киргизией. Учредитель этого пресс-центра – российские СМИ и посольство Российской Федерации. Однако это не мешает «России» быть ориентированной на потребности кыргызстанского медийного рынка. Я думаю, что сегодня одна из проблем состоит в том, что есть много информации и мало понимания. Мы в России сегодня знаем о Киргизии только по политическим новостям, которые отражают лишь верхушку айсберга. В свою очередь, кыргызское многонациональное общество знает о России гораздо больше, потому что многие смотрят каналы российского телевидения. Это некое окно в Россию, однако, ТВ не отражает объемов российской жизни. Поэтому чем больше информационных площадок существует, чем больше возможностей для разговора, тем лучше. «Россия» – это очень современный центр. Мне кажется, что если бы все журналисты имели возможность работать в таких современных центрах, то это было бы здорово. Такой пресс-центр в высшей степени важен для страны в том, что предоставляет возможность общаться кыргызстанцам с высокими профессионалами.
После даннгой оценки медийного рынка страны Швыдкой перешел к вопросам представителей СМИ. Первый из них коснулся темы взаимосвязи экономики, национализма и русского языка в КР.
- Национализм стал некоей формой обеспечения самоидентификации, - считает Михаил Ефимович. - В таких случаях я вспоминаю Льва Толстого, который говорил о том, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев. Проблемы националистического толка, с которым сталкивается сегодня Кыргызстан, непосредственно связаны с экономическими проблемами. Вспомните, что на сегодня почти 1,2 миллиона киргизов связаны с Россией трудовыми и экономическими отношениями. Из них минимум 670 тысяч работают в России легально, еще 320 тысяч являются гражданами и той, и другой страны. Они, в свою очередь, приносят в копилку Кыргызстана 1,5 бюджета этого государства через денежные переводы.
С другой стороны, по словам Михаила Ефимовича, Киргизию понять можно, поскольку сегодня она возвращает свое национальное самосознание – вещь необходимую, со слов российского чиновника. Без нее нация может потерять себя. Однако, не смотря ни на что, национализм сегодня не выгоден Киргизии. Быть националистом сегодня – значит идти экономически тупиковым путем. Им занимаются только недальновидные политики. Киргизия вхожа во многие международные союзы, следовательно, у нее будут возникать потребности во взаимодействии с такими странами как Китай, Россия, Казахстан. И если в стране не будет межнационального мира, то может пошатнуться в целом устойчивость всей Центральной Азии. Особенно эта проблема касается юга Киргизии, где нападки на мильтикультурное государство сродни горячему факелу в бочке бензина.
Прокомментировал Михаил Швыдкой и еще один вопрос – о перспективах сотрудничества России и Киргизии, в том числе и в культурной сфере.
- Есть две важнейшие позиции. Во-первых, должны быть открыты рынки труда двух стран, - считает спецпредставитель Президента Российской федерации по международным культурным связям . – В России многим кыргызстанцам открыты пути, развязаны руки, то есть они имеют возможность всеми способами развивать свой бизнес. Так же должно быть и в Киргизии, где русским нужно дать право заниматься предпринимательской деятельностью и не нарушать их права. Нужно защищать русский капитал, чтобы не повторилась ситуация как с «Мегакомом». Все это необходимо прописать юридически, на законодательном уровне. Во-вторых, надо обеспечить устойчивость экономики в Киргизии и сохранить двуязычное образование, поскольку главный рынок труда для вашей страны – это Россия, ну, или Казахстан. Кстати, касаясь образования, отмечу, что открывая культурный центр «Дом русской книги», я обратил внимание на полки с переводами произведений мировой литературы на русский. Задумайтесь: если киргизы не будут владеть русским языком, то мир для них закроется. Вся переводная литература, которую я там увидел, от Диккенса до Коэльо, на киргизский переведена не будет. В этом смысле русский язык – огромное подспорье всем жителям Киргизии. Это же самое касается и научной литературы.
Вопрос о языке – всегда политический. Это та тема, которая всегда находится в розыгрыше. Люди не всегда думают, к каким последствия приведет переход к другим стандартам преподавания. Огромное количество учебников, которыми сегодня пользуются в вашей стране, не переведены на киргизский. Следовательно, если правительство сделает шаг навстречу такой пропаганде государственного языка, ухудшится качество образования. Это прагматическая проблема. Для того, чтобы перевести образование на другой язык, потребуется лет 10. Такую реформу нельзя ввести декретом, к этому нужно довольно серьезно готовиться. Делать политические жесты необдуманно – неправильно. Нужно искать национальный консенсус, приемлемый для всех.
Коснулся Михаил Швыдкой и геополитических вопросов.
- То, что Центральная Азия – предмет интересов многих стран, зачастую находящихся далеко географически от самой Азии, – это неоспоримо, - отметил в ходе пресс-конференции специальный представитель Президента РФ по международным культурным связям. - Если посмотреть на Ферганскую долину, то очевидно, что она – котел межэтнических отношений, который может рвануть. Одна из проблем вашего региона – это проблема толерантных межнациональных отношений. Если посмотреть на историю средневековой культуры Центральной Азии, то она покажет, что по существу здесь никогда не было национальных государств. И только в последние 20 лет на этой территории начали выстраиваться национальные государства. 20 лет назад не было Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и других республик. Все выстраивалось по другим принципам – клановым, межэтническим, не всегда связанным с теми территориями, которые занимают сегодня государства. По существу, формирование республик в СССР было достаточно условным. К примеру, Самарканд и Бухара исторически были ханствами, где говорили больше на фарси, чем на узбекском языке. Формирование в XX веке национальных государств шло по живому, что называется. Естественно, что некоторая мина в данном случае должна была быть заложена.
Другой вопрос, что, несмотря на вышесказанные слова, страны, которые входят в СНГ, имеют определенные границы. ОДКБ, куда входит и КР, подразумевает под собой, что страны-члены организации будут защищать Киргизию в случае военного вмешательства извне. Ведь целостность Кыргызстана – это вопрос не только вашей страны, но и международных организаций. Сегодня в Киргизии существуют проблемы. И для того, чтобы республика сохранилась как государство, нужен межнациональный мир. Иначе будет масса поводов для разного рода политических манипуляций. Мина национализма была заложена много лет назад, когда Центральную Азию разрезали на куски.
- Все прекрасно понимают, что Киргизия обладает уникальным ресурсом, - подытоживает свое выступление Михаил Швыдкой. - С точки зрения будущего развития Кыргызстана, ваши водные ресурсы и возможность строительства ГЭС – это колоссальная возможность экономического подъема для страны. С другой стороны, понятно, что соседние страны будут реагировать на это достаточно остро. Не стоит забывать, что Киргизия также зависит от ситуации в Узбекистане. Не дай Бог, внутри Узбекистана что-то начнется, и узбеки пойдут в поисках лучшей доли через границу. Вот это будет проблема. Я считаю, что сегодня у вас есть инструмент для защиты целостности Кыргызстана. Я имею в виду ОДКБ. Тем более, если учесть, что сегодня ситуация на юге Киргизии немного переменилась.
Комментарии