пятница, 22 ноября 2024
Константин Сыроежкин: «ЕАЭС не хочет развивать производство – все хотят торговать»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Пресс-центр News-AsiaRSS

Константин Сыроежкин: «Центральная Азия для Китая – источник ресурсов и дополнительная территория»

Константин Сыроежкин: «Центральная Азия для Китая – источник ресурсов и дополнительная территория»

25 августа 2015 18:03    Просмотров: 12494

Елена Короткова, © News-Asia

Центральноазиатским странам необходимо быть осторожными в выборе стратегии сотрудничества с возрождаемым Шёлковым путём и ЕАЭС. Оба конгломерата могут способствовать экономическому подъёму в республиках, но ЕАЭС может проиграть другим интеграционным экономическим объединениям за счёт привычки к торговле, а не производству. А Шёлковый путь нацелен на создание китайской суперэкономики за чужой счёт. Так считает казахстанский профессор, синолог,  доктор политических наук Константин Сыроежкин. Своим мнением он поделился на состоявшемся в Бишкеке на территории международного пресс-центра News-Asia круглом столе «Влияние евразийской интеграции на политическую жизнь Киргизии» во вторник, 25 августа.

По мнению политолога, ЕАЭС и Шёлковый путь, за которым стоит Китай – два наиболее весомых экономических конгломерата, принципы сотрудничества с которыми предстоит пересмотреть не только Киргизии, но и Казахстану.

- С моей точки зрения, между объединениями существуют концептуальные различия. ЕАЭС – больше интеграционно-экономическое, ориентированное на постсоветское пространство, его главная задача - связать и восстановить экономики стран-членов организации. Если в России и Белоруссии с этим как-то удаётся справиться, то у нас дело швах. Главная цель же у возрождаемого Великого Шёлкового Пути – создание благоприятных условий для продвижения китайских товаров на рынки Центральной Азии, России, стран Ближнего Востока. Поэтому Китаем в качестве задач ставится упрощение таможенных процедур, логистические операции с перспективой создания зон свободной торговли расширение объемов взаимоторговли в нацвалютах. Их можно рассматривать, с моей точки зрения,  как основополагающие в новой геополитической концепции, ориентированной Китаем на Центральную Азию. Со временем она поможет превратить Китай в мировую сверхдержаву - поставщика услуг на все мировые рынки, включая Европу и США, - отмечает Сыроежкин. - Реализовать эту идею можно, лишь подтянув западные районы Китая до уровня юго-восточных. А сделать это можно с помощью Шёлкового пути. Часть инвестиций попадёт и к нам, в страны Центральной Азии, которые будут сотрудничать в направлении восстановления Шёлкового пути. Однако Центральная Азия никогда не рассматривалась Китаем как составная часть экономики. Всегда она была источником поступления ресурсов и дополнительной территорией, и ничем более. Поэтому Китай и не может быть ядром интеграции центральноазиатского региона.

Но китайское экономическое явление более жизнеспособно, и у идеи Шёлкового пути больше возможностей зацепиться и укорениться в центральноазиатском регионе. Поэтому рассматривается вариант сотрудничества двух конгломератов. Однако вопрос о его конечной целесообразности для стран-членов ЕАЭС остаётся открытым.

- В отличии от ЕАЭС, где мы не можем толком собрать деньги ни на один проект, Шёлковый путь уже обеспечен финансово. Вопрос в том, на что пойдут эти средства: я сомневаюсь, что нас кто-то допустит до этих миллиардов. Кроме того, у Китая  к партнёрам отсутствуют какие-либо политические требования, чего не скажешь о ЕАЭС: Россия пытается форсировать события и вносить в объединение геополитическую составляющую, что является болевым вопросом. Китай всегда готов к компромиссам в сотрудничестве. Но проблема в том, что мы никогда ничего не предлагаем, а китайцы нам в ответ ничего не говорят. Китай имеет границу с тремя центральноазиатскими государствами… Сейчас многое говорят о сопряжении экономического пояса Шёлкового пути и ЕАЭС.  Точки соприкосновения надо искать,- полагает Сыроежкин. -  И одна из них – транспортные развязки. Правда есть одно «но»: китайцы не хотят дорог с нашей колеёй, а строят узкоколейки, по которым будут производиться контейнерные перевозки. Что будут возить по этой дороге, какие товары? Мы в контейнерах ничего не возим.  Куда их потом будут девать? В Европу они уйдут с грузом, а обратно? Порожняком? Ведь то, что производят в Европе, уже производится в Китае. Вторая отрасль, где можно было бы вместе поработать - упрощение таможенных процедур, которыми сейчас занимается ЕАЭС. И китайцы готовы поучаствовать в этом процессе с большей отдачей даже, чем ЕАЭС. Но для ЕАЭС сейчас главная задача – преодолеть распространённую на постсоветском пространстве торговую парадигму. Мы не хотим развивать в наших странах производство – мы хотим торговать и получать быстрые, лёгкие деньги. Вероятно, для смены мышления должна произойти смена поколений. Конечно, ЕАЭС может договориться с Китаем о создании зоны свободной торговли. Но мы делать этого не должны: в противном случае мы превратимся в китайский придаток, заваленный товарами.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 декабря 2016 19:00

Итоги референдума в КР - следствие доверия президенту

По словам политолога Бакыта Бакетаева, подтасовки результатов и использования административного ресурса в этот раз не было: каждая партия получила то, что заслуживает

26 декабря 2016 12:10

СДПК покинет политическую арену?

По словам Адахана Мадумарова, победа на выборах в районные кенеши не спасет партию власти от полного исчезновения в обозримом будущем

Обзоры

 Елена Короткова 

ЭХО СТОЛЕТИЯ

В Бишкеке презентовали сборник документов и материалов «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии»

 Владимир Банников 

ТРЕВОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, не готов к идейным вызовам

 Владимир Банников 

ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЯ

Один из самых острых вопросов в республике на сегодня - празднование 100-летия со дня трагических событий 1916 года. Не испортит ли это отношения между КР и РФ?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.