понедельник, 01 июля 2024
Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПроисшествияRSS

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

27 июня 2024 09:51    Просмотров: 1361

Источник: МК-Азия

Владимир Банников, © News-Asia

Кыргызское образование сейчас переживает непростое время. Чтобы развиваться и сохранить свои позиции в мировом сообществе, страна активно ищет более эффективные модели для обучения школьников и студентов, повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Два года назад в Кыргызстане появилось общественное объединение «Дидактика», куда включились шесть школ, желающих решить проблемы нехватки методических навыков и обновить методики преподавания по разным направлениям.

Недавно представители «Дидактики» побывали на Урале, чтобы ознакомиться с образовательными институтами и проектами Свердловской области. О том, как сложилась поездка, и о том, какой опыт можно перенять у российских коллег для обучения юных кыргызстанцев, в интервью Шеф-редактору «МК-Азия» Владимиру Банникову, рассказал Азамат Шамилевич Дикамбаев, директор бишкекской частной школы «Эпсилон», один из делегатов.

- Азамат Шамилевич, расскажите, как возникла идея поездки в Екатеринбург?

- Все началось три года назад с дружбы с Михаилом Порфирьевичем Свешниковым, когда он приехал в Кыргызстан в качестве советника ректора Уральского Аграрного университета. Мы много обсуждали вопросы образования, культуры и языка. На протяжении трех лет мы рассматривали возможность поездки в Екатеринбург, базой для которой был Аграрный университет. В этом году появилась возможность осуществить эту идею. Поездка в Екатеринбург стала шансом совместить наши интересы с предложениями от учреждений Екатеринбурга.

Мы посетили высшие учебные заведения: Уральский Аграрный университет, Уральский Педагогический университет, Уральский Профессионально-Педагогический университет, Уральский Федеральный университет. Также мы побывали в нескольких школах: в 35-й, 9-й, в спецшколе при Уральском Федеральном университете. Эти три школы являются лидерами школьного образования, поэтому они представляли особый интерес для нашей делегации, в которой преобладали представители системы школьного образования.

Уральский Федеральный университет произвел сильное впечатление. Мы посетили новую площадку, где строится новый кампус Института электроники и информатики, Института Экономики. Встреча с ректором университета, бывшим председателем кабинета министров и главой правительства Свердловской области, была очень продуктивной. Мы получили максимальную поддержку по всем нашим просьбам. Речь шла о проектах в области методик изучения русского языка, совместных исследованиях, поступлении, повышении квалификации и стажировках.

Отдельную благодарность хочется выразить Министерству международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Поддержка его была огромна, и она способствовала успеху на стольких уровнях встреч! Чувствовалось, как складываются дружеские контакты.

- А еще какие места вы посетили?

- Мы побывали в центрах по работе с молодежью, таких, как Ельцинский центр, «Квантуриум» и «Золотое сечение». Впечатлило создание условий для развития молодежи, особенно в области естественно-технических дисциплин. Также у нас была встреча с автономной некоммерческой благотворительной организацией «Георгий Победоносец», где мы обсуждали вопросы патриотического воспитания и возможности сотрудничества между нашими структурами. Эта организация, в частности, помогает ветеранам Великой Отечественной войны и Афганистана, приводит в порядок захоронения военных времен Великой Отечественной войны, проводит конференции, связанные с сохранением исторической памяти, организует памятные мероприятия и спортивные соревнования в школах, помогает нуждающимся.

- Какие соглашения были подписаны в результате поездки?

- По итогам встреч мы подписали протокол о намерениях, протокол о сотрудничестве с Российским Профессионально-Педагогическим университетом. Сразу после возвращения у нас установился тесный контакт с Российским государственным педагогическим университетом, и мы обсудили возможности сотрудничества. Также есть понимание по сотрудничеству с Аграрным университетом, и с ним мы тоже уже подписали протокол по результатам встреч.

- В каком русле вы планируете развивать сотрудничество?

- Первое - это вопрос о поступлении наших выпускников в указанные университеты Екатеринбурга для продолжения обучения. Второе - повышение квалификации педагогического состава. Третье - возможность проведения исследовательских работ, включая аспирантуру, магистратуру, докторатуру. Также мы планируем проведение совместных мероприятий в области образования.

- Какие конкретные направления сотрудничества интересны в контексте Кыргызстана?

- Кыргызстан - это аграрная страна, более 60% населения проживает в сельской местности. Сельское хозяйство занимает значительную долю в структуре экономики, поэтому получение качественного образования в аграрной сфере крайне важно для страны. В Уральском Аграрном университете мы обсудили идеи «агра-классов» - возможность открытия дистанционных классов с техническим сопровождением университета, где дети под руководством педагогов будут заниматься практическими разработками и проектами в области агрокультуры. Также особый интерес вызвал совместный исследовательский проект в области аквакультуры, в частности, ихтиологии.

- Насколько будут востребованы кадры в профессионально-технических учебных заведениях Кыргызстана?

- Кадры в профессионально-технических учебных заведениях однозначно востребованы. Сегодня я встречался с представителем Министерства образования, и мы говорили о том, что сейчас 95-е и 97-е училища имеют колоссальный конкурс, несмотря на то, что обучение платное. То есть востребованность в таких профессиях растет. 99-е училище, по-моему, специализируется на микроэлектронике и информационных технологиях, а в Екатеринбурге мы увидели, что в этой области огромные возможности.

- Как вы оцениваете уровень финансирования образования в Кыргызстане и России?

- В России чувствуется серьезная государственная поддержка образования, науки, и особенно таких направлений, как микроэлектроника, информационные технологии, химия и биология. Например, в Екатеринбурге я видел несколько производителей 3D-принтеров, что свидетельствует о развитии этой сферы в России. Дети 12-14 лет занимаются практически гидро- и аэродинамикой - это впечатляет. Видно, что государство инвестирует в будущее.

- Можно ли говорить о конкурентноспособности российского и европейского образования?

- Я бы сказал, что в России очень сильное фундаментальное образование. Россия остается лидером в этой сфере. Везде, где мы были - в школах, университетах, особенно в центрах работы с молодежью - чувствовалась искренняя любовь к своему делу. Физики, химики, биологи - это люди, которым дан талант, и они с удовольствием делятся своими знаниями с детьми. Это особая ценность - такие преподаватели, которые горят своим делом.

Учебные центры впечатлили своей атмосферой. Молодые специалисты, которые могли бы зарабатывать гораздо больше в других сферах, работают с детьми с энтузиазмом. В «Солнце», спецшколе при Уральском Федеральном университете, мы увидели отличное оснащение, но самое главное - это люди, которые там горят своим делом. Например, учитель химии был разработчиком атласа по химии или биологии. В 35-й школе нам понравились специалисты по робототехнике.

Также я был приятно удивлен, что в России появилось много своего оборудования и программного обеспечения. Например, дети занимались проектированием деталей для роботов с помощью российского 3D-принтера и софта. Комплектующие могут быть и китайскими, но производитель конечного продукта - Россия. Это важный шаг.

- Что вам больше всего понравилось в атмосфере российских школ?

- Самая приятная атмосфера - это атмосфера свободы и уважения. Дети свободны в своих действиях, нет барьера между учителем и учеником. Есть глубокое уважение к профессионализму и человечности, что очень важно.
От языка культуры к языку миграции

- Как вы считаете, что происходит с русским языком в Кыргызстане сегодня?

- Раньше русский язык был языком интеллигенции, он был связан с наукой, искусством, элитарным мировоззрением. Сегодня же он спустился на уровень языка миграции. Его изучают не для того, чтобы погрузиться в литературу, научный мир, в бизнес, а для того, чтобы уехать на работу. Статус языка нужно поднимать с обеих сторон.

- Что вы имеете в виду, говоря о «спускании» статуса языка?

- Когда, например, по программе «Российский учитель за рубежом» к нам присылают преподавателя, который подготовлен, как учитель иностранного языка. Но русский - это не иностранный язык! Я готов спорить с многими, что я знаю русский язык лучше, чем многие «русские» преподаватели - с точки зрения грамматики, орфографии и знаков препинания. В этой программе русский язык преподается как иностранный, а мне нужен методист, который будет обучать русскому, как родному, а не второму и третьему иностранному языкам.

- Какие тонкости, на ваш взгляд, нужно учитывать при обучении русскому языку как родному?

- Когда русский язык является основным языком, при его изучении учитываются тонкости, специфика и нюансы языка. И наши выпускники из Кыргызстана отличаются от российских студентов с точки зрения уровня подготовки и интеграции в российское общество. Русский язык нужно удерживать на должном уровне. Он должен быть языком культуры, науки и искусства.
Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

13 июня 2024 17:48

В Кыргызстане пройдут рейды по проверке российских автомобилей

В Кыргызстане участились случаи, когда из стран СНГ, таких как Армения, Абхазия и Россия, ввозят запчасти для автомобилей: двигатели, шины, кузова и другие детали. Из этих запчастей собирают целые машины, которые затем продают.

20 мая 2024 18:10

МВД призывает граждан и гостей столицы не верить ложной информации

В Министерстве внутренних дел представили хронологию событий, которые привели к протестам против иностранцев в ночь с 17 на 18 мая 2024 года в Бишкеке.

Обзоры

 Елена Короткова 

ПОНРАВИЛАСЬ.УКРАЛ.УБИЛ.

Похищение для насильственного вступления в брак и убийство Айзады Канатбековой в Кыргызстане раскололо общество, но не смогло остановить других похищений девушек

 Елена Короткова 

Вопиющие факты

Прежний владелец отеля «Пинара», Фехим Ениже, спонсировал террористов на Ближнем Востоке, но власти республики игнорируют этот факт

 Елена Короткова 

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

«АиФ» предлагает вспомнить громкие ДТП последних лет и проследить, кому из их участников и виновников закон оказывался не писан, а если и писан, то не читан или неправильно трактован

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.