Центр социальной интеграции, инициировавший исследование о потребностях того или иного языка на юге Киргизии, в ходе анализа выявил, что 70 процентов учащихся школ Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей изъявляют желание и готовность обучаться не только государственному киргизскому языку, но также овладевать русским языком, являющимся в Киргизии официальным. Родителей, разделяющих эти взгляды, и того больше – около 90 процентов респондентов. Всего, к слову, в исследовании приняли участие 1500 человек (по 500 – педагогов, родителей и учеников).
В ЦСИ констатировали, что с языковыми проблемами регион столкнулся после событий на юге страны в июне 2010 года. Особые трудности начали испытывать школы с узбекским языком обучения. Язык этнического меньшинства, по данным Центра социальной интеграции, стал предметом идеологических дебатов, этот вопрос постоянно политизировался и нередко был источником роста напряжения в местных сообществах.
В рамках исследования были проведены мероприятия, в которых принимали участие как педагоги и родители, так и чиновники из образовательных структур трех областей. Их участники представили свое видение возможных перспектив развития школьного образования и роли языков, с помощью которых дети могут получать образование. Было отмечено, что в сообществе выросла потребность в улучшении знания как государственного, так и официального языков. В то же время, большинство педагогов и чиновников признавали, что для реального улучшения ситуации в сфере изучения вторых языков у школ недостаточно ресурсов – и человеческих, и методических. Одним из перспективных способов решения данной проблемы специалисты назвали внедрение многоязычного образования – модели языкового обучения, в рамках которой язык учится не только как отдельный предмет, но на нем ведется и несколько учебных предметов.
- Такая модель имеет целый ряд преимуществ, как в отношении уровня овладения языком, так и в плане экономии ресурсов, - уверены эксперты ЦСИ. - Участники мероприятий выразили огромную заинтересованность в этом опыте.
Массовый социологический опрос о выборе языка обучения подтвердил выводы, сделанные специалистами ранее. Более 90 процентов респондентов, для которых киргизский язык не является родным, согласно исследованию, хотели бы владеть государственным языком. Чуть меньше, 70 процентов изъявили желание наравне с родным изучить и русский язык. Примерно половина из опрошенных, кроме всего прочего, готова овладеть и международным английским языком. Высказались по данному вопросу и учителя. Оказалось, что шесть из десяти педагогов готов вести свои предметы на двух языках. Это, как уверяют инициаторы исследования, является значительным ресурсом для продвижения многоязычного образования.
Комментарии