Общественный транспорт Бишкека – головная боль не только для пассажиров уже более 20 лет, но и для любого градоначальника. И занявший этот пост в 2018 году Азиз Суракматов не стал исключением. Однако при нем была сделана попытка разработать стратегию развития транспортной сети Бишкека – без ущерба как для перевозчиков, так и для горожан и экологии. Нововведения, которые помогут реализации стратегии, начнут работать с 2019 года.
«АиФ» собрал пять обещаний муниципалитета, связанных с реорганизацией транспорта в столице, которые должны воплотиться в наступающем году.
Бой бусистам
Сложнее всего придется водителям маршруток – против беспорядка в системе перевозок направлен целый ряд реформ. Так, чтобы определить, каков полный пассажиропоток по этому виду транспорта, который невозможно отследить при оплате наличными и каковы суммы средств, которые пассажиры вносят ежедневно, мэр Азиз Суракматов, только вступив в должность, пообещал установить устройства для электронного билетирования в каждом бусе. Они появятся предположительно к концу 2019 года. После чего будет проведен анализ рентабельности использования маршруток в Бишкеке в целом. Стоят на проработке и вопросы оценки технического состояния маршруток – многие из них далеки от экологичности и имеют неисправности, и подбора квалифицированных водителей, и ужесточения правил выдачи лицензий перевозчикам в целом…Кроме того, водителям до марта 2019 года в обязательном порядке было вменено установить видеокамеры в салонах – случаи краж в бусиках выросли в разы.
Автобус преткновения
Другая инициатива касается закупки автобусов для нужд города,чтобы они заменили маршрутки хотя бы в центре Бишкека, что раньше считалось невозможным. Участвовали в тендере 8 компаний, на условиях того, что общая стоимость машин не должна была превышать 382 млн сомов, а газовый двигатель автобусов обязан соответствовать экологической норме не ниже класса ЕВРО-5. В итоге из 9 членов тендерной комиссии 5 отдали голоса за крупную китайскую корпорацию по производству автобусов ZHENGZHOU YUTONGBUS CO., LTD. Их предложение - 301 млн 273,7 тыс сомов, а доля продукции на мировом рынке составляет 15 %. В соцсетях к инициативе закупать автобусы у Китая снова отнеслись со скепсисом. И не зря - купленные одним из предшественников Суракматова, экс-мэром Нариманом Тюлеевым, для города автобусы родом так же из Поднебесной, долго не прожили и теперь занимают в разбитом виде целый автопарк, ожидая утилизации. А сам Тюлеев был обвинен в том, что в том, что, закупая автобусы и спецтехнику для Бишкека, он причинил государству ущерб в 1 млн 400 тыс долларов США, и отсидел в тюрьме. Посему инициатива с автобусами может стать граблями и для нового мэра.
Е-тикеты
Еще одна идея – государственно-частный проект «Электронное билетирование». Тендер на его реализацию объявят со дня на день, а первые смарт-карты и валидаторы появятся ориентировочно во втором квартале 2019 года. Варианты карт будут разниться – от разовых до месячных, школьных и студенческих, пенсионных и льготных, как следствие, не исключается и повышение цен на проезд. Примерная стоимость карт так же пока неясна.
Центр – пешеходам?
Так же в настоящее время мэрия работает над воплощением в жизнь ряда постановлений правительства КР в сфере дорожной и экологической безопасности. А конкретно – над тем, как можно провести разгрузку центра города в квадрате проспект Чуй - бульвар Молодой Гвардии - улица Боконбаева – улица Ибраимова от маршрутных такси. Их должен заменить общественный транспорт в виде автобусов и троллейбусов, вместе с маршрутками они охватят и новостройки. Управление городского транспорта уже разрабатывает новые схемы маршрутов общественного транспорта, которые будут согласованы и вынесены на обсуждение.
Привет, метробус!
Наконец, в 2019 году в Бишкеке появятся первые метробусы ( Bus Rapid Transport ) – скоростные автобусы, популярные в ряде стран мира. На них уже перешли, в частности, США, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Гватемала, Канада, Мексика, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Иран, Турция, Франция и Чехия. Для Bus Rapid Transport необходимы отдельные полосы на дороге и станции, снабженные терминалами, а так же наземными посадочными платформами, совместимыми с уровнем автобуса – так , чтобы пассажирам не было необходимости подниматься по ступеням для посадки. О рейсах и приближающихся маршрутах свидетельствуют электронные табло. В бишкекском муниципалитете считают – именно метробус самая адекватная альтернатива бусистам в центре города: с ними пассажиры смогут быстро попасть из одной точки в другую всего за несколько минут. Первые метробусы пойдут от 12-го микрорайона по Южной магистрали, затем - по Жукеева-Пудовкина до улицы Ибраимова, а оттуда по улице Токтогула до улицы Фучика, и заменят ряд маршрутных такси.
Кроме того, система BRT экологична – по сравнению с прочими вариантами наземного общественного транспорта выбросы от метробуса минимальны, что поможет немного улучшить воздух в городе, которым последние пару лет дышать вредно для здоровья и жизни. Однако во сколько обойдется проектное воплощение казне, и сколько будут забирать поездки на новом для Кыргызстана виде транспорта из карманов горожан и гостей Бишкека, пока неясно. Да и вопрос безопасности этого транспорта – спорный. Даже если убрать маршрутки, водителей легковых и грузовых авто, не знакомых с ПДД, передвигающихся по Бишкеку как вздумается, и способных создать аварийную ситуацию со скоростным соседом по дороге, достаточно.
Фото: econet.ru
Комментарии