12 августа Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза. На кыргызско-казахской границе был снят таможенный контроль, однако к разочарованию многих кыргызстанских предпринимателей процедура прохождения через контрольно-пропускные пункты не стала проще. В таком случае, в чём же заключается выгода от ЕАЭС для бизнеса?
Управляющий директор КД «Куликовский» Денис ГАЙВОРОНСКИЙ рассказал журналистам о заблуждениях кыргызстанских бизнесменов относительно функционирования Таможенного союза, а также поделился реальным опытом выхода на зарубежные рынки.
Кондитерский дом «Куликовский» - одна из немногих отечественных компаний, которая подготовилась к вступлению в ЕАЭС должным образом. Предприятию потребовалось два с половиной года, чтобы развить свой экспортный потенциал и выйти на рынки других государств. Сегодня фирменные магазины «Куликовского» уже открыты в Казахстане и России. Но прежде компании пришлось вложить немало средств и усилий в модернизацию производства, улучшение контроля качества, обучение персонала, а также пройти необходимую сертификацию.
- Основной миф и иллюзия, которые существуют у нашего бизнеса - предприниматели не понимают, что суть Евразийского экономического союза заключается внутри их компаний, а не во внешних границах, - подчернул Гайворонский. - То есть, если вы соответствуете стандартам (в данном случае - EAC, технический регламент Таможенного союза), то тогда будете поставлять продукцию в государства ЕАЭС независимо от того, есть границы или нет. Если вы соответствуете международному стандарту ISO, то вы можете экспортировать свою продукцию в любую страну мира. Сама по себе таможня - не ограничение.
По словам управляющего директора Кондитерского дома, многие бизнесмены возлагали слишком большие надежды на открытие границ, однако при этом даже не удосужились ознакомиться с условиями новых рынков.
- Сейчас, когда границы открылись, выяснилось, что в республике нет лабораторий, компании не прошли сертификацию. А кто мешал сделать это раньше? Дорого? Трудно? Мы получили сертификат за 15 дней. Собрали продукцию, загрузили её в машину, подготовили необходимые документы и заключили контракт на прохождение сертификации с казахстанской лабораторией.
Отвезли нашу продукцию через Кордай в Тараз. Каждая позиция товара обошлась примерно в 1000 долларов. Через две недели нам пришёл сертификат сроком на 1 год. В этом году мы повторно отдали продукцию в лабораторию и получили сертификат уже на три года. Заплатить 1000 долларов за одну позицию, чтобы получить возможность в течение года торговать на рынке Евразийского экономического союза в 170 миллионов – разве это много? Прежде, чем жаловаться, нужно выяснить, сколько стоит сертификация и насколько сложна эта процедура.
Денис Гайворонский отметил, что вступление Кыргызстана в ЕАЭС открывает хорошие возможности для экономики страны в целом, но не предусматривает больших привилегий конкретно для бизнеса:
- Когда у меня спрашивают, что изменится с вступлением в Таможенный союз, я говорю: минус один процент расходов. Если две недели назад я печатал декларацию и платил за неё 100 долларов, то теперь у меня налоговый листок, за который я платить не буду. Одну бумагу заменили на другую. Всё. Суверенитет и погранконтроль никто не отменял. В целом, ситуация зависит не от того, открыты ли нам рынки стран ЕАЭС, а от того, насколько мы готовы меняться, диверсифицироваться и развиваться. Не стоит ждать от соседей какой-то помощи. Всё в наших руках. Кыргызстанским бизнесменам необходимо привести производство, компанию, продукт к международным стандартам, и тогда любой рынок будет для них открыт!
Комментарии