В конце ноября в Кыргызстане открылась первая в своем роде феминистическая экспозиция, получившая название «Феминнале». Площадкой для проведения выставки стал музей изобразительных искусств имени Г. Айтиева. В инициативе, направленной на привлечение внимания к проблемам в отношении женщин и гендерного неравенства, приняли участие более 50 арт-мастеров из 22 стран мира. Однако международное событие обернулось скандалом: активисты, называющие себя патриотами, вышли на митинг, пригрозили поджечь здание музея и требовали призвать к ответственности организаторов. В итоге Министерство культуры КР зацензурировало часть экспонатов.
Поводом для критики стал перформанс с обнаженной иностранной художницей. Пытаясь привлечь внимание к проблеме защищенности секс-работниц, датчанка совершила акт прилюдного «одевания». Обнаженное женское тело вызвало бурную реакцию активистов, в число которых вошли представители небезызвестного в стране движения «Кырк Чоро». Люди собрались митинговать, выдвигали требования закрыть экспозицию, уволить директора музея Миру Джангарачеву и привлечь к ответственности «виновных». Спустя два дня Мира Камильевна написала заявление, которое одобрил министр культуры Азамат Жаманкулов. Экс-глава музея отметила, что пошла на этот шаг в целях безопасности – организаторам экспозиции стали поступать угрозы. 2 декабря возмущенная толпа мужчин – активистов отправилась протестовать к зданию Минкульта. Митинга не получилось: их принял глава ведомства. На встрече с Жаманкуловым люди, называющие себя патриотами, заявили, что выставка «растоптала честь народа» и потребовали «не только уволить, но и посадить» тех, кто это сделал. Экспозицию, по мнению активистов, организовали «завистники и миссионеры». Коснулись присутствующие и проведения конкурсов красоты, отметив, что дефиле в купальниках необходимо запретить.В здание же музея, близ которого неустанно дежурили люди из «Кырк Чоро», была направлена комиссия, после которой часть экспонатов попросту спрятали в кладовку. Причиной, по словам министра культуры, стала их «провокационность». На встрече с журналистами 3 декабря Жаманкулов подчеркнул, что выставка работу продолжит, однако без перформанса с датчанкой и других работ, возмутивших общество.
«Выставка будет продолжаться, у нее есть хорошие цели. Но нужно учитывать наш менталитет и то, что некоторые работы несут провокационный характер. Если будет повторно проведен перформанс, то мы не допустим этого. Можете считать это цензурой»- сказал он, добавив, что встреча в стенах министерства на позицию ведомства не повлияла. - «Кырк Чоро» и другие люди приехали митинговать у министерства. Моя функциональная обязанность - принять их и дать информацию. Если выставка представлена в музее, существуют противоречия, то дирекция обращается в Минкульт и просит дать оценку. Мы создали спецкомиссию в связи со сложившийся ситуацией. Меня очень огорчили материалы в соцсетях и СМИ, в которых говорится о том, что общество поделилось на 2 части: проигравшую и выигравшую. Я бы официально хотел заявить, что нет выигравших и проигравших. Мы - кыргызское общество. Есть разные мнения, разные люди, взгляды. Нам необходимо уважать взгляды друг друга. Со вчерашнего дня начали винить высокоуважаемых людей. Я бы призвал общество не делать этого. Убирая голых женщин из музея, мы не ставим целей закрывать выставку, идти против прав женщин. Я бы призвал всех объединиться и обсуждать эти темы. Мы обсудили только кастрюли, а суп остался».
Называть фамилии тех, кто входил в комиссию, чиновник не стал. Как оставил без ответа вопрос о том, на какие законы опирались люди, запретившие часть экспонатов к показу в музее.
Ответил на этот вопрос активист из «Кырк Чоро». По мнению мужчины, агрессивно настроенному по отношению к журналистам, поводом стал «менталитет». Активист, снимавший на видео каждого посетителя экспозиции, заявил, что «80 процентов общества против голых женщин в музее». Напомним, что представители этого же движения и их единомышленники собирались у музея днем ранее. В руках некоторых из них было по камче.
Сейчас в зале музея вместо запрещенных работ висят таблички «Цензура». Организаторы отметили, что под нее попали экспонаты, затрагивающие право женщин на аборт, работы, повествующие о семейном насилии. Оскорбило «чьи-то чувства», как прокомментировал министр, и боксерская груша, выполненная в форме женского торса. Эту работу на выставку привезла мастер из Казахстана.
«Те люди, чьи работы попали под цензуру, отнеслись с пониманием. Они поддерживают нас. Выставка будет продолжаться, только в более дружественном пространстве» - отметили в беседе с корреспондентом News-Asia организаторы.
Комментарии