Центральноазиатский институт свободного рынка, офис которого расположен в Бишкеке, сегодня, 15 декабря, выступил с обращением, в котором ратует за начало работы в Киргизии принципа открытого неба.
- В современных условиях отсутствие выхода к морю не является серьезным барьером для экономического развития Киргизии. Географическое расположение в сердце евразийского континента, напротив, оказывается конкурентным преимуществом при внедрении политики открытого неба, - отмечают представители Центральноазиатского института свободного рынка. - Политика открытого неба – это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований международной авиа-индустрии, в особенности коммерческой авиации, то есть создание свободного авиарынка и снижение вмешательства правительства в международную авиацию. Также это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объемов и стоимости билетов и грузоперевозок.
ЦАИСР считает, что внедрение открытого неба повлечет за собой массу выгод, таких, например, как цен на авиабилеты, интенсификацию авиасообщений, повышение конкуренции и качества авиауслуг, увеличение количества пунктов назначения, снижение издержек для всех лиц, занятых в секторе торговли, туризма и так далее.
- За последние 32 года произошли значительные изменения в регулировании авиасообщений. Соединенные Штаты начали проводить политику открытого неба с 1979 года, что привело к существенному снижению цен на авиабилеты, грузовые авиаперевозки по всему миру, и как следствие увеличению международного потока пассажиров и грузов, - поясняют свою позицию в Институте. - Киргизия может получить скорые выгоды при введении режима открытого неба в одностороннем порядке для гражданской авиации, так как двусторонние переговоры занимают много времени и не всегда эффективны. Воздушные перевозки между КР и другими странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями, в которых прописываются авиакомпании с той и с другой стороны, маршруты, а также количество рейсов за определенный промежуток времени. Пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом, осуществляемые на территории КР, подлежат обязательному лицензированию. Переговорный процесс выдачи лицензий зачастую непрозрачен и искусственно затягивается. Лицензию могут и вовсе не выдать, несмотря на соответствие всем требованиям. Подобная старая система, оставшаяся со времен Советского Союза, препятствует полноценному использованию пропускных возможностей аэропорта «Манас» и его развитию. Общий пассажирооборот регулярных рейсов в КР за 2010 год, по некоторым данным, составил всего 656 тысяч пассажиров, из которых международные рейсы составили 73% и внутренние 27%. Для сравнения, в 2010 году аэропорт Алматы обслужил более 3 миллионов пассажиров. Благодаря высокой конкуренции среди перевозчиков билеты из аэропорта Алма-Аты в среднем на 30-40% дешевле, чем билеты из аэропорта Бишкека в тех же направлениях.
- Распространенная в развитом мире практика недавно нашла свое отражение в России, - продолжают эксперты Центральноазиатского института свободного рынка. - Минтранс России ввел в аэропорту Владивостока беспрецедентный для России режим открытого неба. Теперь любой иностранный перевозчик может летать туда вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией. Ранее иностранные авиакомпании могли летать в страну только в рамках ограничений существующих межправительственных соглашений, а совершать промежуточную посадку на территории страны – только для дозаправки. После введения политики открытого неба авиакомпании получают возможность совершать во время транзитной остановки во Владивостоке любые операции, в том числе высаживать и брать на борт пассажиров.
Отметим, что открытое небо успешно практикуется во многих странах мира в различных его вариациях, в том числе в США, Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Грузии, а также в странах Европейского Союза. Один из примеров: аэропорт Сеула (Южная Корея), открыв небо, за счет расширения транзитных возможностей смог за десять лет увеличить пассажиропоток вдвое – с 18 млн. до 36 млн. пассажиров, а количество транзитных пассажиров – с 5 млн. до 28 млн.
Введения режима открытого неба много лет аргументирует Эмиль Уметалиев, президент крупной туристической компании.
- Почему бы не использовать аэропорт «Манас» в качестве транзитного центра? В Киргизии нет крупных авиакомпаний, можно не бояться внешней конкуренции, а значит, становится целесообразным предложение политики открытого неба, - считает Уметалиев. - Думаю, многие будут заинтересованы в использовании нашего аэропорта для перелета в другие страны. Мы должны приглашать авиакомпании мира прилетать и использовать наш аэропорт, потому что только так возможно достичь реальной открытости, интеграции с глобальной экономикой и увеличения количества туристов.
В ЦАИСР уверены: открытое небо позволит мировым авиаперевозчикам без ограничений летать в воздушном пространстве и совершать посадки с возможностью посадки-высадки пассажиров, а также погрузки-разгрузки грузов. Другими словами, это позволит повысить доходы международных аэропортов Киргизии, а также предприятий и лиц, занятых в обслуживании этих аэропортов, авиакомпаний и пассажиров, что также отразится в значительном увеличении налоговых поступлений в госбюджет. Кроме того, это сократит расходы на авиабилеты и провоз багажа для граждан, вылетающих и прилетающих в КР. Открытое небо позволит клиентам выбирать из большего числа конкурирующих авиакомпаний мирового уровня, а также увеличит количество направлений из Киргизской Республики, следовательно, в нее.
Комментарии