суббота, 23 ноября 2024
Патентные споры в Кыргызстане

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ЭкономикаRSS

Патентные споры в Киргизии

Патентные споры в Киргизии

12 марта 2014 18:32    Просмотров: 10653

Александр Шабалин, © News-Asia

В Кыргызстане опять вернулись к обсуждению вопроса о повышении стоимости добровольных патентов в 2-5 раз по всем видам деятельности. О том, чем закончилось обсуждение, и как может отразиться повышение цены на ведении бизнеса News-Asia рассказал исполнительный директор общественной организации «Бишкекский деловой клуб» Эсен Джуманов.

В прошлом месяце Минфином был инициирован новый проект-постановления, в котором говорилось о повышении стоимости патента практически на все виды деятельности. Но документ был подан на обсуждение без  АРВ - анализа регулятивного воздействия,  хотя в законе прописано, что любой инициатор нового закона должен иметь разработанный АРВ с полным широким анализом того, как закон будет воздействовать на государство, на общество и на бизнес. Вторая ошибка заключалась в том, что не проведено хронометражное обследование налоговым органам по всей территории КР, так как существует базовая сумма, а есть корректировки по регионам. Нельзя сравнивать бизнес в Бишкеке, например, с таким же видом деятельности в Караколе. Третье нарушение - сроки вступления в силу данного законопроекта. Согласно законодательству, все нормативно-правовые акты, которые затрагивают налоги, должны вступать в силу не ранее, чем через 2 месяца после опубликования. А в документе говорилось, что изменения вступят в силу уже через 15 дней. Ввиду нарушений проект-постановления отменили, убрали из рассмотрения из-за недоработанности, но с оговоркой, что в дальнейшем будет идти работа по согласованию и оптимизации налогообложения.
6 марта опять прошло обсуждение с представителями налоговой службы, министерства финансов, безнес-ассоциаций, общественных организаций. Минфин опять продолжал гнуть свою линию и продвигать старый проект.
Предприниматели четко дали понять, что данный документ нужно полностью отменить, иначе будет дальнейшее разбирательство через суд, так как нарушаются права бизнесменов. Таким образом принято следующее решение: проект в своем недоработанном виде будет отклонен, заново создана рабочая группа, куда войдут профильные министерства - ГНС, Минэконом и Минфин, представители  бизнеса. И уже в более конструктивном диалоге проработают дальнейшие действия.

- Чем Минфин  мотивировал столь резкое повышение цен?

- В целом, данное повышение финансовое ведомство объясняло несколько туманно,  как совершенствование налогового администрирования. Но когда мы говорим о налоговом администрировании, нужно четко понимать, что есть администрирование, а есть повышение налогооблагаемой базы. Администрирование налогов сегодня хромает, это видно невооруженным глазом. По оценкам различных экспертов, уровень теневой экономики в малом и среднем бизнесе, где есть люди, работающие по добровольному патенту,  варьируется от 70 до 80%. То есть сегодня налогами облагается порядка 20-30% предпринимателей. И на этот мизер добропорядочных предпринимателей хотят «надавить» еще более высокими патентами. Для примера можно привести недавно опубликованные списки добровольных патентов по рынкам Бишкека. На рынке «Дыйкан» было выдано 8-9 патентов, а если прийти на него, то можно увидеть около сотни человек, которые занимаются малым видом предпринимательства. Большинство из них не покупают патенты и не облагаются каким-либо другим видом налогообложения.

Бизнес же выступает за оптимизацию администрирования. Не нужно повышать налоги на то меньшинство, которое и так работает «открыто», необходимо расширять количество предпринимателей, работающих по законам, а это возможно сделать, скорее, при понижении цен на патенты. В дальнейшем это даст в совокупности больше дохода, чем имеется на сегодня.

Нужно понимать, что предприниматели, работающие по патенту, конкурируют с теми, кто работает в теневом секторе и не имеет издержек на налоги и т.д. И здесь возникает опасное последствие - открытый бизнес захочет уйти в тень, возрастут цены на многие услуги. Ведь существует обширный список видов деятельности, которые подлежат добровольному патентированию, начиная ремонтом часов и заканчивая сферой образования.

В краткосрочном плане Минфин преследует одну цель - увеличение  собираемости по налогам. Безусловно, сначала с неба упадут большие деньги, но собираемость будет меньше. А у нас в КР 40% ВВП составляет малый и средний бизнес. Он тот основной сектор, который создает рабочие места, снижает количество безработных в стране.
Хотелось бы также отметить, что в прошлом году была проведена реформа, в результате которой произошла передача фискальной политики от министерства экономики к министерству финансов. И уже в то время бизнес-сообщество высказывало опасение по этому поводу, так как диалог с предпринимателями и чиновниками Минфина налажен хуже, чем с Минэкономики. В министерстве экономики думают в этом плане более стратегически, а не о «залатывании дыр» в бюджете, как Минфин. Чиновники не думают о рабочих места, о сокращении бедности населения. Поэтому мы с бизнес-сообществом готовим обращение, чтобы попытаться вернуть руководство фискальной политикой министерству экономики.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

11 августа 2024 12:14

Кыргызстан готовится к открытию новых региональных аэропортов

Тщательно проанализировали готовность аэропортов «Казарман», «Караван» и «Джалал-Абад» к выполнению всех аэронавигационных стандартов, чтобы убедиться, что они полностью соответствуют установленным нормативам для безопасного и эффективного функционирования.

08 августа 2024 10:53

Налоговая напоминает о возможности легализации активов до 31 декабря

Государственная налоговая служба Кыргызской Республики напоминает гражданам о возможности легализации активов до 31 декабря 2024 года в рамках Закона «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц».

Обзоры

 Елена Короткова 

ИНВЕСТОР, КЕТСИН!

В Нарынской области Кыргызстана митингующие добились закрытия строящегося кыргызско-китайского индустриально-торгово-логистического центра

 Елена Короткова 

«ЩИТ И МЕЧ» ДЛЯ БИЗНЕСА

Почему первый кыргызский бизнес-омбудсмен еще не начал свою работу?

 Елена Короткова 

УРАНУ – НЕ «УРА»

Кыргызстанцы выступают против разработки урана в Нарынской и Иссык-Кульской областях

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.