понедельник, 25 ноября 2024
Автоправозащитник Болот Ибрагимов - о необходимости ОСАГО в Кыргызстане

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ИнтервьюRSS

Автоправозащитник Болот Ибрагимов - о необходимости ОСАГО в Кыргызстане

Автоправозащитник Болот Ибрагимов - о необходимости ОСАГО в Кыргызстане

01 февраля 2019 16:30    Просмотров: 9896

Елена Иванченко, © News-Asia

До вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности в Кыргызстане остались считанные дни. Однако власти в очередной раз предложили отсрочить инициативу на два года. Депутаты считают, что автовладельцы не готовы к дополнительным расходам, а страховые компании по-прежнему вызывают недоверие в части выплат страховых компенсаций.

Корреспондент News-Asia побеседовала со столичным автоправозащитником и видеоблогером Болотом Ибрагимовым. Дорожный активист призывает властей ознакомиться с опытом соседних стран по внедрению ОСАГО.

«Вводить ОСАГО в Кыргызстане еще рано, потому что есть коррупционные риски в этом вопросе. Допустим, с 1 января 2019 года в Казахстане внедрили электронный полис обязательного автострахования гражданско-правовой ответственности. Таким образом, сотрудники ДПС уже не имеют права требовать у граждан ОСАГО (ОГПО в РК – прим. Авт), а водителям не надо возить с собой бумажные полисы. Дорожные полицейские смогут проверить наличие страховки в единой базе. У нас же со вступлением в силу закона об ОСАГО волокита с бумагами создаст не только дополнительные неудобства, но и лазейку для коррупции. При отсутствии полиса либо сотрудники ГУОБДД будут требовать деньги, либо сами водители предложат. Надо отталкиваться от опыта соседних стран, той же России, где эта система существует давно. Нужен правильный подход, в противном случае возникнут аффилированные высшими эшелонами власти страховые компании, которые будут лоббировать свои интересы. Потенциальных рисков множество, поэтому без электронной базы и реформы правоохранительных органов говорить об ОСАГО рано. Мы с нынешними законами не можем разобраться, а еще новые вводим, получится беспорядок», – резюмировал он.

Впрочем, внедрение обязательного страхования уже переносили в 2016 году из-за нехватки подзаконных актов и опасений социального взрыва. Тогда Госфиннадзор пообещал исправить недочеты в законодательстве и провести масштабную информационную кампанию среди населения. Однако за два года положение практически не изменилось. Госорганы снова не подготовились к ОСАГО, страховые компании до сих пор не получили лицензии на выдачу полисов, а автовладельцы по-прежнему гадают, чем «автогражданка» отличается от страхования транспортных средств КАСКО.

Фото: личный архив Болота Ибрагимова

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Victor 02 февраля 2019 20:12

Не с законом об ОСАГО надо бороться, а бороться надо за его соблюдение! Что такое ОСАГО? Банально, но ещё раз… ОСАГО – это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия при эксплуатации автотранспортного средства. Таким образом, страхуется ответственность перед третьими лицами за нанесённый ущерб, т.е. если не дай бог вы стали виновником ДТП, и у вас есть полис ОСАГО, согласно закону, вместо вас, страховая компания выплатит возмещение пострадавшему лицу за ущерб автомобилю и/или здоровью. Почему ОСАГО должна быть обязательной? Потому что не может быть ответственность добровольной – ответственность перед обществом понятие перманентное для каждого члена общества. Добровольная ответственность перед обществом – это безответственность! Всё равно, что сказать, что мне нет дела до пострадавшего, даже если я и виноват, я добровольно отказываюсь возмещать ему ущерб. Разве это цивилизованно? В развитом и правовом государстве не должно быть необходимости принуждать страховаться – члены общества должны отвечать за свои поступки и по возможности снижать риски. В нашем случае, на развивающемся рынке, приходится заставлять всех, поскольку культура страхования пока слабовата. Да и чего греха таить, все знают, что большинство не будет страховаться, пока не начнут штрафовать. Вводить ОСАГО надо, иначе как гарантировать возмещение ущерба пострадавшему в ДТП? Разве можно полагаться на то, что все люди одинаково ответственны и принципиальны, что в любом случае смогут решить вопрос законно и приемлемо для обеих сторон? Я даже не говорю о ситуации, когда у виновника действительно нет средств на возмещение ущерба. При этом, выбор прост – не нужна ответственность, не езди на машине, иначе купи гарантию, что страховая компания ответит за твои ошибки перед пострадавшим! Нужны конструктивные предложения Нельзя по инерции возражать всему, лишь бы возражать. Пора уже переходить к конструктивным действиям. Нужно обсуждать недочеты и делать предложения по исправлению, не просто так, а реально делать. Любой может составить обращение с вопросами и предложениями и направить их в ГосФинНадзор или ассоциацию страховщиков, или хотя бы в те же страховые компании. Примите участие в общественном обсуждении НПА, проявите социальную активность и ответственность более конструктивным способом. Возражать против ввода ОСАГО, без объективных оснований, как-то не естественно, не считаете? Конечно, есть сложности в отработках процессов по ОСАГО, но это поправимо. Проблемы есть. А как иначе? Да никак! В истории даже одного случая нет, чтобы кто-то внедрял что-то 100% идеальное, почему у нас с ОСАГО что-то должно быть иначе? Да и как оптимизировать то, что даже не началось? Нет смысла откладывать ввод закона. Даже если всем дать 100 лет на подготовку, большинство людей начнут шевелиться в последний день, и все равно не успеют. Потому что невозможно подготовиться к тому, чего не знаешь. При этом, очевидно, что законодательство в будущем будет не раз редактироваться, и нет смысла критиковать мелочи сегодня, необходимо прорабатывать предложения в виде НПА по оптимизации ОСАГО. ОСАГО - это недорого Как речь заходит о культуре вождения, большинство начинают в один голос твердить, «хотим порядка», а при попытке навести порядок, большинство утверждает «у нас нет на это денег, мы не готовы». Парадоксально, не так ли? Зарплаты конечно низкие, не спорю, но вот вряд ли водителя можно назвать нищим. В любом случае, 2000-3000 сомов в год это относительно низкая цена за страховку, которая, примерно, равна одной заправке или 8 сомов в день. Эту сумму может потянуть даже студент, поработав таксистом пару дней. А водители отдалённых поселений с очень маленьким доходом не будут страховаться и скорее всего никто об этом попросту не узнает. Не надо воспринимать ОСАГО как безвозмездный налог, ОСАГО пойдёт на выплату пострадавшему, так гласит закон. ОСАГО – это ещё и бизнес Очевидно, что ОСАГО пролоббирован страховщиками, и я совсем не могу понять, почему всех так смущает этот факт? Так делают везде – бизнес уговаривает чиновников лоббировать интересы бизнеса, и это нормальный закон рыночных отношений. А как иначе вы себе это представляете? Не разумно полагать, что в парламенте сидят только передовые знатоки всех сфер экономики. Естественно, что представители бизнеса прорабатывают проекты для лучшего развития экономики страны. При этом лоббирование может быть не обязательно финансовым, в виде «отката» как мы привыкли это понимать. Зачастую это естественный процесс формирования законопроектов с рабочими группами из бизнеса. Ну и не вижу ничего плохого в продвижении перспективных проектов. Да и те же страховщики, на самом деле представляют собой народ, даже не чиновников. Т.е. это бизнесмены, которые продвигают на рынок перспективный продукт, который позволит не только поднять их собственные доходы, но и даст рост экономике страны в целом. ОСАГО является катализатором роста экономики. Одних страховых агентов станет тысячи, а это тысячи рабочих мест. Кроме того, рост рынка всегда привлекает новые инвестиции и стимулирует развитие смежного бизнеса – транспортная инфраструктура, юридические компании, СТО, реклама, маркетинг и т.д. Для кого выгодно ОСАГО? По факту, ОСАГО представляет интерес для многих сторон. Это большой проект, в котором участвует вся страна, хотя у каждого интерес свой. Пострадавшему интересно получить возмещение ущерба, виновному интересно не платить из своего кармана, страховщику интересно заработать денег, правительству интересно собрать налогов с дохода страховой компании, обществу в целом интересно снизить нарушения ПДД и убрать драки водителей при ДТП, инвесторам интересно вложить в развивающийся бизнес, иностранцам интересна защита рисков и т.д. Несмотря на то, что у всех свой интерес, в этом случае личная выгода имеет положительный социальный эффект. У людей пока нет понимания о выгоде ОСАГО, потому что выходит по ОСАГО выплатят не мне, будто я страховку не для себя беру. Но, на самом деле это лишь особенность её действия, посудите сами, вы виноваты, а за вас платит страховая компания, иначе бы вам пришлось искать деньги, т.е. если так рассуждать, то выгода очевидна - на случай если, не дай бог, я буду виноват, за меня страховщик ответит. А также, нельзя надеяться, что я в ДТП не попадал 20 лет и ещё 20 лет без ДТП проеду. Хорошо, если так, но маловероятно. Степень риска в последнее время растёт сильно, т.е. 20 лет назад столько машин просто не было. У деда медаль трудовая была 40лет без аварий!!! Но сегодня в Бишкеке это не реально, машин много, риск велик. При этом, нельзя считать ОСАГО ни налогом, ни «кормушкой» чиновников. Как раз-таки, только благодаря последним революциям и ослаблению власти правительства, появилась возможность рождения ОСАГО как закономерного продукта рыночной экономики. Основная проблема ОСАГО Абсолютно любой закон при вводе всегда сталкивается с главной проблемой - проблема в исполнении закона подзаконными субъектами, т.е. проблема в его соблюдении. Чтобы всё работало ОСАГО должен быть обязательный для всех, чтобы все застраховались и не было случаев, когда у виновной стороны не окажется полиса. Конечно, для страховой компании такая ситуация будет на руку, поэтому в собственных интересах граждан, чтобы правительство заставило всех купить ОСАГО. Но, ситуация с массовым отсутствием ОСАГО будет царствовать лишь до штрафов. Постепенно, штрафы будут вынуждать водителей покупать полис и с каждым днём незастрахованных будет меньше, а риск столкнуться именно с таким будет уменьшаться. Другая проблема ОСАГО, таится на стороне выплаты. Все переживают, что страховщики не будут платить. Риски конечно есть, но и для решения этой проблемы существует множество инструментов. Во-первых, страховщики очень заинтересованы данным классом страхования и будут очень сильно дорожить лицензией по ОСАГО, т.е. любые подозрения в нарушении закона и уклонении от выплат будут приводить к приостановке или лишении лицензии. Во-вторых, среди депутатов тоже найдётся, и ни один, представитель, желающий заработать очков перед обществом и помочь народу в получении выплат, вызвав очередной общественный резонанс. В-третьих, появится множество юридических компаний, которые станут помогать гражданам в правильном толковании закона и получении выплат. Ну и в конце концов, люди сами будут становиться всё более грамотными в вопросах страхования, что просто не даст возможности страховщику необоснованно уклониться от выплаты. В итоге, страховщики заинтересованы чтобы ОСАГО было, правительство и "добропорядочные" граждане тоже заинтересованы, недобропорядочных заставят штрафы, так и заработает закон. Всё это не просто... но факт, что возможно. Очевидно в начале проблемы будут, но уверен, что с каждым днём всё будет легче, проще и лучше. Ну и потом, вы думаете, что где-то было по-другому? Нет, не было, всегда были проблемы и отработка закона. В дальнейшем, по аналогии с историей соседей, все участники направят процесс «на истинный пусть». ОСАГО сегодня продукт не всем понятный и от того пугающий, но это лишь вопрос времени.

Другие новости

13 июля 2024 09:32

Диалог на двоих – диалог с друзьями!

В середине апреля в Жогорку Кенеш в рамках деятельности Совета по вопросам миграции и противодействия торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошел «круглый стол» по теме: «Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет».

27 июня 2024 09:51

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Кыргызское образование сейчас переживает непростое время. Чтобы развиваться и сохранить свои позиции в мировом сообществе, страна активно ищет более эффективные модели для обучения школьников и студентов, повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Обзоры

 Артём Хегай 

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Как живётся уйгурам в Кыргызстане?

 Екатерина Пантелеева 

В КАПУСТЕ НАШЛИ ИЛИ АИСТ ПРИНЕС?

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту ребенка

 Елена Скворцова 

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.