К Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Пакистан присоединился в качестве члена Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), входящей в межправительственную организацию. С 2009 года он входил в список стран, которым следовало устранить недостатки в законодательстве, в июне 2018 года Пакистан перекочевал в «серый список». Тогда ФАТФ утвердила значительный перечень мер, которые страна должна внести в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Через год, осенью, АТГ опубликовала доклад об изменениях в Пакистане, однако значительных положительных изменений зафиксировано не было.
Компетентные органы Пакистана все так же не занимались выявлением незаконных переводов денежных средств, добытых преступным путем, валютный оборот не был взят даже под частичный контроль, как и финансирование террористических организаций напрямую и через десятки подставных лиц и счетов с пакистанской территории. Но и после получения конкретных рекомендаций власти страны не стали им следовать. В конце февраля 2020 года эксперты ФАТФ проанализировали ситуацию. И вынесли вердикт: страна не справляется с обязательствами. И имеет все шансы попасть в «черный список».
«Все сроки, указанные в плане действий, истекли. Отмечая недавние и заметные улучшения, ФАТФ вновь выражает обеспокоенность в связи с тем, что Пакистан не выполнил свой план действий в соответствии с согласованными сроками. Рассмотрены только 14 из 27 пунктов плана действий, прогресс в разной степени есть по всем пунктам. ФАТФ настоятельно призывает Пакистан оперативно завершить свой полный план действий к июню 2020 года. Если к этому времени Пакистан не улучшит свои позиции, особенно в преследовании и наказании финансирующих терроризм, ФАТФ примет меры. Организация может призвать своих участников и тех, кто находится под ее юрисдикцией быть максимально внимательными к деловым отношениям и сделкам с Пакистаном», – говорится в отчете на сайте организации.
Это значит, что страна будет закрыта для внешнеэкономических действий, сократится поток прямых инвестиций. В частности, и от ключевого партнера – Китая. Кроме того, на резидента Пакистана нельзя будет зарегистрировать какой-то бизнес в пределах стран-участниц ФАТФ и тех, кто находится под ее юрисдикцией. Допустить это – значит, позволить стране утонуть в кризисе. Абдул Рауф Шакури, эксперт по предметным вопросам в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и соблюдения санкций в своем материале «Пакистан продолжает выполнение мандатов ФАТФ, работа идет» в пакистанской Daily Times дал рекомендации Исламабаду по поводу того, что спешно стоит сделать для решения этой проблемы.
«Часть проблемы заключается в несуществующей или минимальной отчетности по подозрительным операциям. Многие другие страны вводят строгие правила для контроля за этими видами операций, в то время как усилия Пакистана все еще находятся на стадии разработки. В октябре 2019 года Азиатско-Тихоокеанская группа опубликовала доклад о взаимной оценке Пакистана. Аналитики выявили, что преступные доходы в Пакистане, как правило, отмываются через внутреннюю недвижимость, драгоценные камни, ювелирные изделия или финансовый сектор. Объясняя операции с недвижимостью, пакистанские власти информировали группу по оценке о том, что некоторые провинции стремятся регулировать сектор недвижимости, но они не могут предоставить точных подробностей относительно размера или состава сделок с недвижимостью. И о том, что Федерация риэлторов Пакистана является саморегулируемым органом, и агенты по недвижимости не обязаны вступать в Федерацию или сообщать о своих сделках. Неизвестно и о 50 тысячах пакистанских дилерах драгоценных металлов и камней, в год торгующих на 22, 1 млн долларов США. Этот доклад показал, что для управления этими секторами, используемыми для отмывания преступных доходов, необходима надзорная и нормативная база. Эти недостатки очень серьезны и демонстрируют проблемы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы полностью внедрить правила ФАТФ в Пакистане. Хотя Пакистан действительно ввел руководящие принципы для агентов по недвижимости в 2018 году, они не могут быть применены или быть эффективны. Но мы все еще обсуждаем вопрос о том, следует ли сформировать регулирующий орган по недвижимости, обладающий достаточными полномочиями и ресурсами для эффективного регулирования отрасли недвижимости? Как мы можем соответствовать стандартам ФАТФ и открыть нашу экономику и местные рынки для международных финансовых операций на благо всех граждан Пакистана, если у нас все еще нет системы регулирования финансовых операций с предметами роскоши, включая драгоценные камни и ювелирные изделия? Нет требований к отчетности по лучшим мировым стандартам для специалистов по недвижимости или юристов? Кроме того, мы не ввели достаточных мер контроля и предварительного отбора для тех, кто желает купить недвижимость или предметы роскоши. А общее число сообщений о подозрительных операциях в Пакистане является слишком низким. В 2018 году общее число их через зарегистрированные финансовые учреждения составило 8708. К концу сентября 2019 года это число выросло до 14 545. Однако это только операции, о которых сообщают зарегистрированные финансовые учреждения. Поскольку предприятия по производству предметов роскоши работают без активного регулирования, их деятельность остается бесконтрольной. Доклад ФАТФ о взаимной оценке также поставил под сомнение громкие политические заявления Имрана Хана об успехе в борьбе с коррупцией. В докладе отмечается отсутствие доказательств в отношении борьбы с отмыванием денег, связанным с коррупцией», – констатирует он.
Но кроме законодательной базы, Пакистану нужны и специалисты по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Иначе он не сможет бороться ни с этими нарушениями закона, ни с сопутствующей им коррупцией.
«Нам нужны квалифицированные специалисты с целенаправленной подготовкой для нашего подразделения финансового мониторинга, а также других сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются расследованием финансовых преступлений. В докладе Госдепартамента США подчеркивалась нехватка квалифицированных кадров в Пакистане. На различных международных форумах премьер-министр Пакистана признавался, что нам не хватает квалифицированных кадров для расследования преступлений «белых воротничков». Это правда, без них мы не сможем искоренить это проклятие в Пакистане. Неограниченный доступ к международным финансовым институтам и рынкам – это жизненная сила нашей экономики. Но может ли Пакистан соответствовать международным стандартам борьбы с незаконными потоками преступных доходов и отмыванием денег? Это важнейший вызов для благополучия нашей нации. Нам нужны сильные, этичные лидеры, чтобы бороться с коррупцией, модернизировать правила соблюдения требований и обучать финансовых специалистов и регуляторов. Мы должны достичь стандартов ФАТФ и повысить уровень наших институтов, чтобы получить полный доступ к глобальным потокам капитала, которые позволят высвободить нашу экономику для улучшения жизни всех пакистанцев», – считает эксперт.
Комментарии