Российской Федерации, несмотря на хорошую работу сложившейся системы, на муниципальном уровне необходимы преобразования. Об этом на прошедшем круглом столе «25 лет СНГ. История и перспективы. Аспекты безопасности в регионе» заявил директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
Он рассказал об особенностях становления политической системы РФ в эпоху первых лет независимости и распада СССР, подчеркнул нюансы формирования новой политики и новых политических блоков, связав опыт России и метания Киргизии по поводу того, какой же республикой быть – с президентской формой правления, смешанной или же сугубо парламентской.
- Есть правящая партия, которая постепенно начинает диктовать условия и другие. Эта система была взята за основу, и сейчас работает. Какие-то элементы со временем отпали. Был этап, когда в выборах могли принимать участие не только политические партии, но и отдельные общественные организации, которые могли организовать три человека. Примерно таким образом формировались первые демократические институты в Российской Федерации, - вспоминает он. - Тогда за два месяца до выборов человек, желающий пройти, мог быстро сформировать общественную организацию, и быстро получить власть. Естественно, что в этом моменте включались и личные моменты. Сейчас Россия представляет собой смешанную президентско-парламентскую республику , которая прошла этап формирования палат законодательного собрания, региональных и федеральных властей. Этот опыт актуален для постсоветских стран.
Помимо определения формы правления, новорожденное на тот момент государство столкнулось и с другими трудными задачами.
- Известное высказывание Бориса Ельцина «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить» повлекло за собой парад суверенитетов, и очень многие субъекты РФ решили отделиться и объявить себя отдельными республиками – Татарстан, Башкортостан, Ингушетия…Это повлекло за собой региональный сепаратизм, например в случае с Чечней, помимо прочих, порождающий проблему отсутствия возможности создания единой модели развития федерации. Региональные законы со временем были приведены в соответствие федеральным, и она была решена. С 2001 года у нас началось формирование новых законодательных органов власти, и было изменено положение о выборах, было ликвидировано положение об общественных организациях. Таким образом, начали формироваться полноценные политические игроки и законодательную власть смогли сформировать только политические партии,- подчеркнул Русаков.
Реформы коснулись и принципа выбора губернаторов в регионах, а так же мэров городов. Последних стали назначать без голосования избирателей – не только из политических соображений, но и из логических, чтобы люди, стремящиеся во власть, имели хотя бы слабое понятие о госуправлении. Например, имел место случай, когда один «избранный народом» чиновник не умел толком писать и читать, поскольку полжизни провел в заключении, но за счёт своего криминального веса смог собрать народные голоса. Сложившаяся в настоящее время система в России, по словам эксперта, « обеспечивает политический и экономический рост», однако есть необходимость в дополнительных реформах муниципального управления.
Комментарии