суббота, 23 ноября 2024
Жанболат Усенов: «Назвать Центральную Азию единым регионом нельзя - это миф»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Жанболат Усенов: «Отсутствие Центральной Азии как единого региона - это фактор, угрожающий безопасности ее стран»

Жанболат Усенов: «Отсутствие Центральной Азии как единого региона - это фактор, угрожающий безопасности ее стран»

03 апреля 2017 11:42    Просмотров: 17061

Елена Короткова, © News-Asia

В современной геополитике практически невозможно употребить привычное для жителей азиатских республик бывшего СССР понятие «Центральная Азия». Страны региона, в отличие от стран Европы и Юго-Восточной Азии, находящихся в аналогичном соседстве, практически не связаны между собой, не имеют площадок для сотрудничества в пятистороннем формате, общих масштабных  политических и экономических проектов. А отношения между государствами зависят не от интересов объединения этих стран и блага их народов, а от персон, находящихся у власти. В этом отношении Казахстан и Киргизия составляют исключение. Однако объединиться стоит не только им, но и всем странам региона, чтобы противостоять вызовам и угрозам современности. Этой позиции придерживается директор Евразийского совета по международным отношениям Жанболат Усенов.

Своей точкой зрения дипломат поделился в Бишкеке на встрече с киргизскими экспертами, политологами и журналистами. Он представил общественности презентацию «Центральная Азия – вчера, сегодня, завтра» и выступил с докладом, посвященным истории развития межгосударственных отношений в регионе и их перспективам. По его мнению, киргизско-казахские двусторонние отношения нельзя рассматривать без данного общерегионального контекста.

- Чтобы обсудить сотрудничество между Казахстаном и Киргизией, необходимо рассмотреть и межрегиональное сотрудничество этих стран. Чтобы составить представление о происходящем, надо изучить хронологию развития стран Центральной Азии и взаимоотношения между собой государств, ее составляющих. Ее можно разделить на 3 этапа. Первый – расцвет регионального влияния – Великий Шелковый путь, когда Центральная Азия имела ключевое влияние и обеспечивала торговый путь из Азии в Европу. К 15 веку он пришел в упадок с развитием мореходства, исчезло региональное значение Центральной Азии, и регион стал объектом колонизации в составе различных империй – и Китая, и Российской империи. После в СССР страны региона существовали как единое целое. После 1991 года наступил третий этап развития Центральной Азии, когда каждая из стран стала сама по себе. Образовалось пять независимых государств, для которых характерны общая историческая память со времен СССР, схожая культура и язык – за исключением Таджикистана, у языков Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана тюркские корни. Но у нас очень слабые экономические связи в региональном плане - если в 1993 году между странами была торговля в 19 % от всего внешнеторгового оборота, в 2003 году – 8%, в 2013 году - 7%. Причина в том, что Узбекистан и Туркменистан имеют схожие по структуре экономики, ориентированные на экспорт ресурсов и сырья и импорт товаров народного потребления из-за рубежа. Поэтому получается слабая юридическая совместимость – нет взаимного экономического дополнения стран, имеющих другую экономическую систему. Однако отношения между Киргизией и Казахстаном можно назвать исключением – внешнеторговый оборот стабильный благодаря тому, что структура экономики КР и РК несколько иная, и экономическое взаимодействие возможно, - пояснил он. - Таким образом, можно сказать, что на территории Центральной Азии нет объединяющих все страны региона экономических проектов, и нет глубокой экономической интеграции между ними, обеспечивающей политическое дополнительное сотрудничество. Трудно сказать и о том, что у нас есть площадка, на которой регулярно могли бы встречаться все пять президентов и премьер-министров, для того, чтобы обсуждать текущие проблемы региона и решать их. Двусторонние встречи, конечно, проходят, но встреч со всеми соседями по региону не происходит. Да, у нас есть историческая, культурная, ментальная общность, но только на этом основании назвать Центральную Азию единым регионом нельзя - это миф: экономически и политически этого объединения не существует.

Однако есть два фактора, объединяющие данные государства. Первый - проекты под эгидой мировых сверхдержав - России, Китая, США.

- Говоря о региональных проектах, можно отметить трех крупных внешних игроков, предлагающих нам свои инициативы. Во-первых, это Россия: с этой стороны нам предложен ЕАЭС, Евразийский экономический банк и в военно-политическом измерении ШОС и ОДКБ. Китай предлагает интенсивно развивающийся миллиардный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и ШОС, а так же программу «Один пояс-один путь». Интересы США здесь представлены меньше - это C5+1, TIFA, рамочные соглашения, новый Шелковый путь - «New Silk Way», предложенный администрацией Барака Обамы. В направлении последнего ничего конкретного сделано не было, с приходом во власть Дональда Трампа перспективы этого проекта выглядят и вовсе не очень хорошо на данный момент. Как можно увидеть, и в китайском, ив американском сегменте идет упор на возрождение общности Великого Шелкового пути, поскольку все понимают, что именно единая транспортная организация, логистика и инфраструктура и были тем самым «золотым веком» региона, - отмечает Усенов.

Во-вторых, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан объединяют общие стратегические проблемы, с которыми надо бороться сообща: поодиночке их преодолеть крайне непросто,

- Географически это отсутствие выхода к морю. Во-вторых, это политический и экономический строй, варьируемый в сторону России и Китая. Россия сейчас проводит внешнюю политику, нацеленную на обретение нового места в мире, а новое место не берется из ниоткуда, а означает, что будут расшатаны какие-то основы – например, с помощью обоюдных евросанкций, изменения отношений со старой мировой элитой. Мы же должны так же найти свое место в этих реалиях – географически мы соседи и от этого никуда не деться. Мы не можем сняться с места и перенестись куда-нибудь в район Австралии, поэтому нам нужно добрососедство. С Китаем своя сложность - это огромный производитель, с которым сложно конкурировать. Тем более что часть стран региона – участники ВТО и имеет ряд преференций и таможенных поощрений, но, имея под боком такого соседа, как Китай, развивать свое производство крайне сложно. Остаются какие-то нишевые вещи, которые получаются у этих республик при изготовлении лучше всего. В-третьих, это решение вопросов безопасности. Помимо России и Китая, у нас под боком неспокойные Пакистан и Афганистан, чуть поодаль - Иран, который наконец-то начал обратно интегрироваться в мировое сообщество. Есть проблемы и на таджикской границе… Отсутствие Центральной Азии как единого региона - это фактор, угрожающий безопасности ее стран. Но безопасность – это общемировой вопрос. У нас самих есть водно -энергетический вопрос, который является нашей региональной проблемой десятки лет, еще со времен СССР, - напоминает он. - У одних стран больше воды, но меньше энергоресурсов, у других наоборот. Решение этих вопросов на многостороннем уровне позволит прийти к консенсусу. Ведь реки не текут только в одной-двух странах! Здравое многоэтапное сотрудничество в этой сфере в Центральной Азии весьма необходимо. Так же есть фактические проблемы в образовании и здравоохранении, есть коррупция – все это тянется с момента обретения странами независимости и понемногу решаются. Есть и проблема зависимости взаимоотношений между странами от персон политиков, находящихся у власти. Например, мы сейчас говорим о новых надеждах в отношении Узбекистана, потому что там сменилось руководство. Возможно, региональные отношения оживут, в них появится больше открытости, будет импульс к развитию торговых отношений между странами? А если у господина Мирзиеева поменяется настроение, то мы уже сможем об этом забыть. Руководство наших стран институционально, и мы поддерживаем отношения между государствами, исходя из персонализации власти, но если бы отношения между государствами были бы запланированными и долгосрочными, несмотря на смену политических лидеров, то это могло бы дать толчок к развитию нормальной политической жизни в регионе.

Как же следует выстраивать отношения лидерам пяти государств для достижения наибольшего положительного эффекта при улучшении качества жизни своих граждан? Усенов видит в данном случае два сценария, реализация которых одинаково вероятна, и которые можно условно назвать «худой мир лучше доброй ссоры» и «рука об руку».

- При таком развитии событий у нас два пути. Первый - продолжение персонификации региона. Каждое государство будет потихоньку отмежевываться, отходить в сторону и проводить свою политику. В этом ничего смертельного нет, никто от этого не умрет, но работать в рамках объединений и международных организаций нам как соседям все равно придется. Не в центральноазиатском формате, так в формате ЕАЭС, например. Есть второй путь – интеграционный проект. Это могло быть какое-то региональное объединение с состыковкой экономик, эффективным взаимодействием друг с другом, возможным появлением общего рынка товаров и труда. Но это далекая и туманная перспектива. Есть и еще один путь. Это туризм. Самые богатые туристы – из Европы и США сюда не поедут, из Калифорнии или Орегона сюда лететь 16 часов, и они не потратят это время и деньги, чтобы лишь искупаться в Иссык-Куле. А вот если они приедут, например, в Киргизию на Иссык-Куль, оттуда в узбекский Самарканд, из Самарканда в Казахстан кататься на лыжах, а потом в Туркменистан – и это все в один тур,  и со скидками и при хороших условиях, то это будет интересно! И они с удовольствием приедут и оставят тут свои деньги. Можно много говорить о перспективах, но очевидно одно – надо объединяться! Тогда мы сможем эффективно отстаивать свои интересы на мировом уровне, по образцу Вышеградской группы в Европе в Евросоюзе - объединения Венгрии, Польши, Чехии и Словакии. Мы не хотим, чтобы в нашем регионе развивалась какая-то большая игра, понимаем, что наш регион интересен большим игрокам. У Центральной Азии большой потенциал, как им распорядиться - решать нам. Регулярные политические контакты на площадках, где присутствовали бы сразу 5 президентов Центральной Азии, отсутствуют. А их нужно больше, и в формате регулярных деловых переговоров, а не встреч по поводу каких-то юбилеев и памятных дат. Кроме того, нам нужны совместные региональные проекты - от туризма до экономики и открытия и производств. Главное – чтобы они не оставались на бумаге, а давали реальный выхлоп, рабочие места и укрепляли сотрудничество между странами Центральной Азии! – заключил он.

Фото:Шавкат Сабиров

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 июня 2024 16:10

Кыргызстан укрепляет сотрудничество с Европейским Союзом

25 июня в Брюсселе Европейский Союз и Кыргызская Республика подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), что стало важной вехой в укреплении двусторонних отношений.

02 июня 2024 16:38

Глава Кабинета Министров Акылбек Жапаров с рабочим визитом посетит Республику Беларусь

Председатель Кабинета Министров-Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров 3-4 июня текущего года с рабочим визитом посетит Республику Беларусь.

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.