В Кыргызстане во вторник, 15 декабря, стартует предвыборная агитация перед президентскими досрочными выборами, которые пройдут 10 января 2021 года. Выборы стали следствием третьей по счету в истории страны так называемой «революции», которая стала возможна благодаря недовольству итогами выборов в парламент 4 октября. Их международные наблюдатели признали «чистыми и прозрачными», в то время как в милицию и ЦИК поступали десятки жалоб о нарушениях и в период агитации, и в день выборов, в отношении которых не было предпринято ничего.
Пока президент Сооронбай Жээнбеков отмалчивался, а оппозиция, вышедшая на площадь 5 октября, пыталась культурно протестовать, в дело вмешались провокаторы. Столкновения с милицией и спецназом закончились более чем тысячей раненых, смертью 19-летнего юноши из числа митингующих, захватом Белого дома и освобождением ряда заключенных из СИЗО и колоний. В их числе оказался осужденный за захват заложника и ранее судимый за попытку захвата власти Садыр Жапаров. Почти сразу же после освобождения Жапарова Верховный суд отправил его дело о захвате заложника на пересмотр и он начал бороться за власть, выйдя на депутатов парламента, решивших сделать его премьер-министром. Часть нардепов предлагала иные кандидатуры, но временный спикер «переходного периода» Мыктыбек Абдылдаев отказал им и выдвинул только одного Жапарова. Пока проходил процесс его легитимизации, несколько тысяч митингующих, которых неизвестно на какие средства и неизвестно кто оперативно доставил в Бишкек, разместил в городе и возил на митинги в центр города и обратно как на работу, добились за неделю того, что президент Сооронбай Жээнбеков вынужден был уйти в отставку, чтобы «не проливать кровь». Ситуация накалялась, и сделать Жапарова сперва премьером, а затем президентом требовали все активнее, призывы звучали все радикальнее, а силовой разгон угрожающих стабильности страны бывший верховный главнокомандующий применять не стал, сказав, что «не держится за власть».
Основанная Жапаровым вместе с Камчыбеком Ташиевым партия «Мекенчил», куда вошел ряд политических и общественных деятелей, известных неоднозначными националистическими взглядами, вступившие с ней в неофициальную коалицию «Чон Казат», «Кыргызстан» и «Ата-Журт» (плюс негласно примкнувшая к ним позже «Мекеним Кыргызстан», за которой по некоторым данным стоит экс-глава Государственной таможенной службы Кыргызстана Райымбек Матраимов, известный как «Райым-миллион» и ставший фигурантом ряда международных журналистcких расследований о коррупции и контрабанде ) стали новой «политической элитой» Кыргызстана после «революции», вместо державшей эту позицию последние 10 лет партии СДПК. Их представители, многие из которых достаточно близки к Садыру Жапарову и работали вместе с ним еще на бывшего президента Курманбека Бакиева, свергнутого в апреле 2010-го, заняли большинство ключевых должностей в Кыргызстане, хотя компетенции некоторых из них вызывали много вопросов у общества.
Изначально в ЦИК подали заявления с желанием участвовать 64 человека. Но через сито в виде политического давления, ряда требований к кандидату, экзамена на знание государственного языка, избирательного залога в 1 млн сомов и подписных листов с 30 тысячами подлинных подписей избирателей прошли только 18 человек. Большинство из них уже много лет в политике, однако появились и новые лица в виде бизнесменов. Кроме Садыра Жапарова, на пост претендуют следующие лица:
• Адахан Мадумаров – председатель политической партии «Бутун Кыргызстан», экс-спикер ЖК КР.
• Клара Сооронкулова – председатель политической партии «Реформа», экс- судья Конституционной палаты.
• Равшан Джеенбеков – экс-депутат парламента.
• Аймен Касенов – экс-член совета директоров РКФР.
• Курсан Асанов – экс-замглавы МВД КР.
• Арстанбек Абдылдаев – автор знаменитых фраз «Зима не будет» и «Путин – биоробот», объявлявший себя Богом.
• Эльдар Абакиров – экс-заместитель министра экономики.
• Абдил Сегизбаев – экс-глава ГКНБ.
•Арстанбек Мыктыбек – общественный деятель и директор Центра развития халал-индустрии.
• Женишбек Байгуттиев – экс-министр экономического регулирования, советник совета директоров банка «Толубай».
• Рашид Тагаев – директор филиала ОсОО «Газпром Кыргызстан» в Оше.
• Бактыбек Калмаматов – экс-депутат парламента.
• Каныбек Иманалиев – депутат парламента.
• Имамидин Ташов – бизнесмен, глава и владелец строительной компании «KG Групп».
• Канатбек Исаев – экс-спикер и депутат ЖК, лидер партии «Кыргызстан».
• Улукбек Кочкоров – экс-министр труда и социального развития
• Бабыржан Тольбаев – руководитель микрокредитной компании «Мол Булак Финанс».
Кроме президентских выборов, 10 января кыргызстанцев ждут не только досрочные выборы президента, но и референдум по форме правления. От него зависит, какую форму внесут в новой Конституции, которую сейчас пишет Конституционное совещание, собранное исключительно из сторонников смены формы правления с парламентской на президентскую. Реформа Конституции была заложена в программу партии Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева «Мекенчил» перед выборами в 7 созыв парламента, после объявления итогов которых страну и накрыл политический кризис. К ней прибавились обещания Садыра Жапарова сторонникам после его освобождения из колонии в ночь 6 октября сменить государственное устройство на президентское, ввести народный курултай и провести ряд реформ. После того, как нардепы почти единогласно легитимизировали Садыра Жапарова в качестве премьер-министра, а Генпрокуратура не внесла его в списки лиц, которые должны были после беспорядков вернуться в тюремные стены и стены СИЗО, повторные выборы в парламент были отложены на неизвестный срок вопреки Конституции. Это решение и решение изменить Конституцию по инициативе Жапарова принял шестой созыв парламента, чьи полномочия уже истекали. При этом был нарушен ряд норм действующей Конституции и возникла угроза ущемления прав кыргызстанцев с точки зрения международного сообщества. Но Конституционная палата Верховного суда, куда обратились не согласные с этим представители гражданского общества, сочла, что нардепы поступили верно и ничего не нарушали.
Юристы провели оценку новой версии и основного закона страны: от действующей версии он отличается на 61 пункт. Как отмечается в анализе Сообщества юристов Кыргызстана, ряд поправок сделает Кыргызстан суперпрезидентской страной с большими шансами для узурпации власти президентом и заставит его нарушить ряд международных обязательств по правам человека. В частности, из предложенной на общественное обсуждение версии Конституции выпали строгие запреты на детский труд, рабство, торговлю людьми, исчезли и право на обращение в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод и возможность опротестовать приговор суда в следующей инстанции. Есть там и ограничения по свободе слова и другим фундаментальным правам человека.
В связи с тем, что далеко не все общество согласно с достаточно предсказуемым результатом кыргызских выборов, силовые структуры уже начали готовиться к протестам: под Бишкеком прошли командно-штабные учения, на которых отработали введение чрезвычайного положения, подавление массовых беспорядков, а главное разгона толпы. В соцсетях видео и фото с полигона окрестили «белорусским сценарием». Однако журналистам глава Генерального штаба Вооруженных сил КР Таалайбек Омуралиев (до «революции» лишенный звания генерал-майора после суда, который признал его виновным в незаконном распределении квартир, а после него оправданный) сказал, что все мероприятия эти проводятся только для «обеспечения безопасности во время выборов президента».
Комментарии