В преддверии весны, зачастую являющейся для жителей Киргизии главным политически активным временем года, в парламенте (Жогорку Кенеше) страны и за его стенами все чаще начинают звучать предложения о роспуске законодательного органа. С такой инициативой на прошлой неделе, напомним, выступил экс-секретарь Совета безопасности Мирослав Ниязов, поставивший власти ультиматум и пригрозивший началом акций протеста с 15 марта.
- Парламентаризм – утопия для Киргизии, - заявлял экс-глава Совбеза. - Он таит в себе угрозы раскола общества и раздробления страны на мелкофеодальные княжества. Сами авторы парламентаризма имеют о нем крайне смутное представление, они умышленно ломают государственную машину. Система опирается не на профессионалов, а на однопартийцев. Нет даже речи о консолидации, все идет к расколу. В стране начнутся мелкие локальные конфликты, которые перерастут в более крупные. Дело дойдет до того, что в стране появятся полевые командиры.
Одни видят в самороспуске парламента единственный выход из сложившегося политического кризиса, другие, наоборот, заявляют, что никаких предпосылок для роспуска ЖК нет. Свою точку зрения по данному вопросу намедни в эфире парламентского радио высказал эксперт Кубан Абдымен.
- Роспуска Жогорку Кенеша, в основном, требуют партии, видящие себя в составе нового парламента, - уверен он. – Подобные требования – это показатель политической конкуренции, что является нормальным процессом. Многие партии, которые не смогли попасть в нынешний состав парламента, видят себя в новом созыве. Но все должно проходить в законном русле – партии должны идти на выборы со своими программами и планами и дожидаться своего времени, когда можно будет войти в парламент в результате всеобщих выборов в указанные конституционные сроки... Сравнивать парламентаризм в Киргизии и в странах с развитой парламентской демократией нельзя. Та же британская модель имеет почти тысячелетнюю историю, а парламентская система в США, несмотря на президентскую систему правления, также сильна, а его роль в строительстве демократии чрезвычайно важна. Поэтому сравнивать деятельность законодательных органов, как это делают представители различных политических сил, не совсем правильно. При этом искусственно ускорять процесс за счет роспуска действующего парламента недопустимо. Это не только не усилит парламентаризм, но и может вовлечь страну в новую волну нестабильности из-за чрезмерной политизации общества. А общество не сможет набраться нужного опыта, если не будет устойчивого развития и экономического роста, при котором избиратели будут иметь возможность избирать в нормальных условиях.
Против роспуска законодательного органа, в свою очередь, высказалась вице-спикер парламента Бодош Мамырова. Женщина уверена, что для развала ЖК нет никаких оснований.
- Нет никаких оснований для досрочного роспуска парламента, - подчеркнула депутат. - В случае возникновения таких оснований только сам Жогорку Кенеш имеет возможность самораспуститься, он может самораспуститься в случае согласия двух третей, то есть 80 из 120 депутатов. Если же обратиться к Конституции, поправки к которой не вносятся до 2020 года, в нынешних условиях, когда нет конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти, президент не вправе распускать парламент... Некоторые заинтересованные лица, имеющие финансовые ресурсы, инициируют вопрос роспуска. Можно не скрывать, что за этим стоят те, кто хочет прийти к власти.
Комментарии