суббота, 23 ноября 2024
Строительство Камбаратинской ГЭС не должно противоречить национальным интересам Узбекистана и Казахстана

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Строительство Камбаратинской ГЭС не должно противоречить национальным интересам Узбекистана и Казахстана

Строительство Камбаратинской ГЭС не должно противоречить национальным интересам Узбекистана и Казахстана

23 апреля 2013 12:21    Просмотров: 12900

Иван Донис, © News-Asia

Строительство Камбаратинских ГЭС вызвано объективной необходимостью обеспечить национальную энергетическую безопасность Киргизии в условиях ограниченных запасов топливно-энергетических ресурсов, прежде всего, качественного углеводородного сырья,  и огромном потенциале гидроэнергетических ресурсов. В этом уверен эксперт в области энергетики Алексей Зырянов. По его мнению, введение в эксплуатацию обеих ГЭС позволит дополнительно вырабатывать до 6,3  миллиарда кВтч электрической энергии в год, обеспечивая покрытие зимних пиков энергопотребления в Киргизской республике и возможность увеличения экспорта электроэнергии в течение вегетационного периода.

- Реализация этих проектов вызывает необоснованную озабоченность со стороны Узбекистана: якобы   возведение этих гидроэнергетических объектов повлечет за собой изменение сложившихся    режимов водопользования в бассейне реки Сырдарья. С другой стороны, трудно оспорить логическое заключение, что выработка дополнительного количества электроэнергии Камбаратинскими ГЭС позволит уменьшить объемы попусков воды в зимний период из Токтогульского водохранилища и, соответственно, увеличить объемы попусков в вегетационный период для обеспечения ирригационных потребностей нижележащих государств, - отмечает эксперт. - Таким образом, строительство Камбаратинских ГЭС в принципиальном плане не должно противоречить национальным интересам Узбекистана и Казахстана, поскольку позволит возобновить работу расположенного ниже каскада ГЭС в преимущественно ирригационном режиме. Этот ключевой вывод был обоснован еще в советский период, на стадии технико-экономического обоснования проектов Камбарата-1 и Камбарата-2. Аналогичные выводы следуют и из независимых оценок, выполненных в более поздние сроки.

Алексей Григорьевич уверен, что введение в эксплуатацию двух Камбаратинских ГЭС позволит обеспечить устойчивый водно-энергетический режим каскада семи ГЭС в целом, при котором поступление и сбросы воды будут сбалансированы. Основные же выгоды для нижележащих стран региона будут заключаться в сокращении зимних расходов воды из Токтогульского водохранилища и увеличении доли попусков воды в течение вегетационного периода без ущерба для энергетических интересов Киргизии. Это позволит увеличить водопотребление на нужды орошаемого земледелия в Казахстане и Узбекистане в средние по водности годы, как минимум, на 2-3 кубических километра в год против существующих объемов.

- Оценивая целесообразность строительства Камбаратинских ГЭС, необходимо также принимать во внимание, что у Киргизской Республики в настоящее время и на  ближайшие годы нет достойных альтернативных вариантов обеспечения национальной энергетической безопасности, - подчеркивает Зырянов. - Например, масштабная реализация программы энергосбережения, учитывая неудовлетворительное состояние энергетической инфраструктуры КР, потребовала бы значительных капиталовложений и длительного срока. Поучительный опыт энергетического кризиса наглядно показал, что такие вынужденные меры, как введение режима лимитирования электропотребления, вплоть до веерного отключения потребителей, жесткого ограничения использования электроэнергии на нужды отопления жилых и производственных зданий, использование альтернативных видов топлива и так далее позволяет сэкономить некоторое количество энергии, но крайне негативно отражается на условиях жизнеобеспечения населения.

Применение таких чрезвычайных мер крайне негативно воспринимается населением и, в случае регулярного повторения ситуации, может способствовать обострению политической обстановке в стране. Кроме того, в условиях ежегодного роста энергопотребления уже вскоре даже такие чрезвычайные меры могут оказаться недостаточными. Также представляется неконкурентным вариант покрытия  дефицита энергопотребления за счет импорта электроэнергии или энергоносителей по мировым ценам, в то время как введение в действие Камбаратинских ГЭС, напротив, позволит осуществлять экспорт электроэнергии в летнее время на рыночных условиях.

- В настоящее время для  Киргизии отсутствуют реальные альтернативы проектам строительства Камбаратинских ГЭС для гарантированного покрытия растущего дефицита электроэнергии, - резюмирует эксперт. - Ввод в эксплуатацию Камбараты не будет способствовать ухудшению экологической обстановки в регионе.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 июня 2024 16:10

Кыргызстан укрепляет сотрудничество с Европейским Союзом

25 июня в Брюсселе Европейский Союз и Кыргызская Республика подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), что стало важной вехой в укреплении двусторонних отношений.

02 июня 2024 16:38

Глава Кабинета Министров Акылбек Жапаров с рабочим визитом посетит Республику Беларусь

Председатель Кабинета Министров-Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров 3-4 июня текущего года с рабочим визитом посетит Республику Беларусь.

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.