В столице Киргизии прошел очередной митинг. Акция протеста грозила перерасти в масштабные беспорядки, однако конфликта удалось избежать благодаря малочисленности явившихся на пикет сторонников известного оппозиционера Азимбека Бекназарова. Последний на протяжении нескольких месяцев активно выступает за денонсацию договора с канадской компанией «Центерра», разрабатывающей в Киргизии золотой рудник Кумтор.
По мнению общественного деятеля, существование такого предприятия наносит Киргизии непоправимый урон, как в экологическом, так и в финансовом плане. Не раз Бекназаров заявлял, что прошлые власти составили невыгодный для Киргизии договор с канадцами, который не учитывает интересов простого киргизского народа. Единственным выходом из этого Азимбек Анаркулович называл денонсацию важного соглашения. Между тем отметим, что Кумтор и предприятие, занимающееся разработкой рудника, являются бюджетообразующими. Добыча золота приносит в бюджет страны миллионы долларов. На производстве заняты почти 3000 человек, из которых большинство составляет местное население.
Чтобы еще раз заявить о своих требованиях и добиться решения поставленных задач, Бекназаров обещал собрать в Бишкеке до 15 тысяч человек. Однако практика показала, что оппозиционер не в силах организовать столь масштабную кампанию против золотодобытчиков. Накануне соратники Азимбека Анаркуловича заявляли, что с регионов в столицу движутся десятки микроавтобусов с участниками предстоящего митинга. Однако к полудню по местному времени на центральной площади Ала-Тоо собралось не более 500 человек. Значительную часть толпы составляли женщины, которых журналисты не раз замечали и на других митингах, участие в которых оплачивалось. Однако были и те, кто действительно ехал в Бишкек из глубинки, чтобы выразить свою гражданскую позицию. Характерно, что «боеспособность» участников пикета организаторы предусмотрительно повышали спиртными напитками. Алкоголь распивали поодаль от сцены, где выступали местные оппозиционные лидеры. Приблизительно там же была организована полевая кухня, где всем желающим раздавали плов, лепешки и минеральную воду.
Власти, не раз обжигавшиеся на подобных акциях протеста, усилили охрану режимных объектов и перешли на усиленный режим несения службы. Так, с утра на территории парламента, который находится в 100 метрах от площади Ала-Тоо, можно было заметить не только людей в обычной милицейской форме, но и спецназ. Белый дом был оцеплен сотрудниками правоохранительных органов. На самой площади за порядком следили не более полусотни милиционеров. Последним, к слову, не пришлось применить никаких спецсредств, поскольку митинг прошел мирно.
К слову, в числе выступающих оказался человек, который все же был настроен отрицательно – это бывший кандидат в президенты Нурлан Мотуев. Политик в своей речи раскритиковал действующую власть, во главу которой поставил «коррупционера Алмазбека Атамбаева».
- Власть должна уйти, - заявил Мотуев со сцены. – Она ни за что не отвечает, члены правительства берут взятки и перекидывают друг на друга ответственность Нам нужно прогнать их, пускай даже силой.
Отметим, что сторонники денонсации все же ослушались Мотуева и не пошли свергать власть. Из числа митингующих активисты избрали делегатов, которые отправились на переговоры с местными парламентариями. Последние группу не приняли, сославшись на то, что инициатива Азимбека Бекназарова будет рассмотрена позже. Митингующие пытались было возмутиться, заявив, что будут ждать аудиенции с парламентариями хоть до следующего дня. Однако спустя время они все же передумали и решили разойтись. Впрочем, без инцидентов все же не обошлось. Пока основная толпа разбредалась по центральным улицам, несколько человек объединились в группу и попытались пройти к оцепленному Белому дому, однако там их задержала милиция. После непродолжительной стычки задержанных увезли в отделение, остальных же удалось убедить отправиться по домам.
Относительно возможных беспорядков, которые могли грозить Бишкеку, в среду, 24 апреля, высказался и президент республики Алмазбек Атамбаев, лично прошедший через два государственных переворота. Глава государства отметил, что самый трудный период становления демократии в Киргизии остался позади.
- За три года после апрельской революции и простые граждане, и политики поняли, что демократия - это верховенство закона, а тот, кто нарушает закон, должен и будет привлекаться к ответственности, - заявил киргизский лидер. - В Киргизии каждый может выражать свое мнение. Мы помним, когда нам разрешалось проводить митинги только на ипподроме, только тогда, когда не было скачек. Тогда права людей нарушались. Этого больше не будет. Мы научились четко отличать демократию от охлократии. Прежние методы не пройдут, власть не даст для этого ни повода, ни причин.
Фото Владимира Банникова
Комментарии