В Киргизии продолжается разбирательство вокруг истории с киргизско-узбекским приграничным участком Унгар-Тоо. По заявлению представителей республиканской оппозиции, земли уже переданы Узбекистану тайно и таким образом Атамбаев повторил поступок первого президента республики Аскара Акаева с Узенгу-Куш. Официальные власти республики же решили доказать с помощью Генпрокуратуры недостоверность этих обвинений.
После того, как представители «Эл уну» провели пресс-конференцию, где сделали официальное заявление по этому вопросу, его растиражировали журналисты СМИ, присутствовавшие на мероприятии. Однако правительство опровергало эту информацию, называя её ложью и провокацией.
- В социальных сетях распространяется лживая информация Азимбека Бекназарова о наличии какого-то протокола, в котором правительство якобы признает принадлежность другому государству горы Унгар-Тоо в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Распространение подобной абсурдной информации является ничем иным, как откровенной провокацией, целью которой в данной ситуации может быть лишь попытка отдельных лиц заработать политический капитал на болезненной теме границ, невзирая на то, что их действия наносят ущерб национальным интересам КР. Как уже сообщалось ранее, ни премьер-министр, ни какое-либо другое официальное лицо Киргизии подобных документов не подписывало, - говорится в сообщении, распространённом отделом информационного обеспечения Аппарата правительства КР.
Тем не менее, вскоре в общем доступе появились снимки документов, которые подтверждают гипотезу «Эл уну» и Азимбека Бекназарова. В частности, копия протокола совещания правительства страны, на котором якобы рассматривался вопрос о переносе киргизской радиорелейной станции Кербен, расположенной на горе Унгар-Тоо в Аксыйском районе Джалал-Абадской области, в связи с тем, что данная территория принадлежит соседнему Узбекистану. Что заставило социальные сети кипеть народным гневом от возмущения. Правительство и парламент решили принять соответствующие меры против того, чтобы возмущение не переросло в дестабилизацию обстановки в стране. Комитет по международным делам, обороне и безопасности парламента республики предложил Генеральной прокуратуре КР проверить и дать юридическую оценку подделке протокола правительства №18-177 от 11 ноября 2015 года. Справиться с заданием специалисты должны до 20 апреля. По итогам работы состоится совещание по ситуации, на которое пресса допущена не будет.
Итогов расследования с нетерпением ждут и киргизские оппозиционеры. Вопрос Унгар-Тоо был первым и главным требованием, которое они собирались выдвинуть 30 марта на митинге на площади Ала-Тоо. Однако благодаря решению ЖК о проведении проверки документов было решено перенести народное собрание на месяц – до того времени, как будут озвучены её первые итоги. В случае, если они не будут удовлетворительными, оргкомитет организаторов митингов выведет народ на улицы. В числе вопросов, вызывающих желание уточнения со стороны властей страны, у них остаются действия правительства и президента во время противостояния с Узбекистаном, пересмотр законов для облегчения ипотечного кредитования, снижение цен за электроэнергию, денонсация соглашения по «Кумтору» и тотальный отчёт правительства по продажам и аренде месторождений в республике, прекращение политических преследований, отчёт по национализированному после второй революции имуществу Курманбека Бакиева и его семьи, а так же побегу криминального авторитета Азиза Батукаева. Кроме того, отдельным пунктом идёт задержание оппозиционных лидеров на основании двух спорных аудиозаписей. Мнения о законности задержания разделились: часть экспертов и политологов считает этот шаг приемлемым для сохранения государственности, есть и те, кто считает, что ситуация требует тщательного разбирательства. Этой же позиции придерживается Аликбек Джекшенкулов, экс-глава МИД КР.
-Я бы хотел задать вопрос о том, насколько правомерно вести аудио- и видеозаписи частных разговоров спецслужбам и НПО, занимающимся защитой прав граждан. Кроме того, есть ли иные конкретные доказательства того, что все эти оппозиционеры встречались и вели разговор именно о свержении власти? В этой ситуации больше вопросов, чем ответов, - прокомментировал он ситуацию News-Asia.
Однако в отличие от других оппозиционеров, он считает, что митинг – не выход из положения в стране.
- От выхода на площадь я воздержусь. Стараюсь занять конструктивную и объективную позицию, и нахожусь посередине между властями и оппозицией, и буду говорить исключительно правду. Что касается вопроса Унгар-Тоо, могу сказать: сейчас в политике верить кому-то сложно, особенно правительству, неоднократно вводившему граждан в заблуждение. Интересы политических партий и отдельных личностей не дадут довести расследование вопроса до конца. Поэтому нужно создать комиссию из представителей власти, оппозиции, гражданских активистов, юристов, экспертов по почерку и проанализировать документы. Можно обойтись и без привлечения специалистов извне: это внутренние разборки в республике, и у нас достаточно своих хороших экспертов. И только после окончания её работы и официальных результатов народ сможет поверить правительству, - считает он.
Комментарии