суббота, 23 ноября 2024
Финансирование партий: лобби за счет спонсоров

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / РелигияRSS

Финансирование партий: лобби за счет спонсоров

Финансирование партий: лобби за счет спонсоров

14 июля 2013 18:06    Просмотров: 11310

Мария Индина, © News-Asia

Следующие парламентские выборы в Киргизии состоятся в 2015 году, однако уже сейчас голосование стало обрастать спорами. Одной из причин, по которой общество разделилось на две стороны, стала инициатива партии «Ар-Намыс» о государственной поддержке политобъединений республики. Авторы документа планируют за счет денежных вливаний из госбюджета республики исключить возможность теневого финансирования партий, и, следовательно, предотвратить лоббирование интересов криминала в парламенте. Сравнять, так сказать, шансы партий.

Не секрет, что любая политическая организация является зависимой от интересов людей, финансирующих ее деятельность. Понимая это, депутат пятого созыва парламента Айнуру Алтыбаева инициировала законопроект о внесении поправок в действующий закон «О политических партиях», согласно которым политические объединения могут претендовать на материальную поддержку со стороны государства. По мнению парламентария, это создаст для всех политических сил, существующих сегодня в Киргизии, равные условия.

Несмотря на благие намерения, преследуемые автором поправок, законопроект вызвал немало нареканий со стороны коллег Алтыбаевой по депутатскому креслу. Категорическим протестом ответил Минфин Кыргызстана в лице заместителя главы ведомства Арзыбека Кожошева. Выступая на заседании парламента касательно обсуждения поправок к закону «О политических партиях», он достаточно жестко высказался в адрес нововведений.

- Норма о государственном финансировании политических партий противоречит системе формирования бюджета, - заявил Кожошев. – Также остро стоит вопрос о количестве финансируемых партий. Позже мы предоставим свое возражение к указанной норме.

Волнения замминистра небеспочвенны. По официальным данным, на сегодняшний день в Киргизии зарегистрировано 188 политобъединений. Правда, большинство из них существуют только на бумаге. Активной политической деятельностью занимаются лишь 35 из них. Возникает резонный вопрос: а какое количество партий может претендовать на материальную поддержку со стороны государства, и по каким критериям они будут определяться? И второй не менее интересный момент: сколько денег государство будет выделять на партийные нужды в месяц?

По сому за голос!

На сегодняшний день речь не идет о переходе на полное финансирование партий, говорится лишь о поддержке со стороны государства некоторых политических объединений. Основным критерием выбора станет политический «вес» партии.

- Обсуждают вопрос о материальной поддержке партий, набравших 3-5 процентов избирательных голосов, - прокомментировала порталу News-Asia поправки к законопроекту «О политических партиях» заместитель председателя Центральной избирательной комиссии КР Гульнара Джурабаева. – При этом неважно, пройдет партия на выборах в парламент или нет, процент голосов, которые они набрали, уже говорит о том, что данное объединение выражает интересы определенного круга людей.

Инициаторы предлагают, чтобы ежемесячная материальная поддержка со стороны государства условно составляла «один к одному», то есть по 1 сому за каждый набранный на выборах голос. Если исходить из статистики ЦИК, то 5 процентов голосов, о которых говорят законотворцы, приравниваются к 150 тысячам голосов избирателей. Следовательно, в случае принятия поправок политобъединения, не получившие места в парламенте, могут претендовать на утешительный «бонус» в виде ежемесячного пособия в размере 90-150 тысяч сомов. Авторы нововведений уверены, что данная мера позволит открыть дорогу на политическую арену страны  молодежи и людям среднего класса, не обладающим серьезными финансовыми возможностями.

- Получая денежные средства из казны партии, они будут обязаны представлять полный отчет о потраченных деньгах, - подчеркнула Гульнара Джурабаева. – Доходы, равно как и затраты политических партий должны стать прозрачными. Вот почему я предлагаю законодательно прописать пошаговую систему отчетности.

Кроме того, по словам представителя ЦИК, в рамках все того же законопроекта «О политических партиях» предлагается запретить участие в парламентских выборах партиям, осуществляющим свою деятельность мене трех лет. Этот ценз направлен на борьбу с партиями-однодневками.

- Партия должна какое-то время поработать с населением, и только потом идти на выборы, - подчеркнула замглавы ЦИК. - Правильней, чтобы в выборах участвовали только те партии, которые покажут положительные результаты работы на местном уровне, измеряемые в цифрах, а не в словах, партии, которые имеют свою историю и работают с людьми постоянно.

Открытая трибуна

Справедливости ради, надо отметить актуальность поднятых Айнуру Алтыбаевой проблем. Иначе, почему законопроект, находящийся еще в разработке, привлек к себе столько внимания? Понятно одно: что система финансирования политических партий остро нуждается в реформах. Вопрос, в каких именно?

Согласно действующему законодательству Киргизской Республики, политические партии находятся на самофинансировании. Бюджет политорганизаций складывается за счет членских взносов, добровольных пожертвований, кредитов, доходов от имущества, а также других поступлений, не запрещенных законом. Ограничения, прописанные в законе «О политических партиях» от 12 июня 1999 года, касаются иностранных государств, зарубежных партий, а также юридических и физических лиц иностранных государств.

Что изменится, если помимо уже существующих способов финансирования политпартий добавится материальная поддержка со стороны государства? По самым скромным оценкам, ежемесячно на поддержку политобъединений из казны будет уходить до 1 миллиона сомов. Ежегодно на обеспечении работы парламента тратятся огромные средства. Помимо этих денег государство вынуждено будет затрачивать еще около 12 миллионов сомов на внепарламентские партии. Что это даст?
 
По мнению независимого эксперта по выборам Эрика Ирискулбекова, это создаст равные условия для всех политобъединений и увеличит шансы для мелких или небогатых партий принять участие в выборах.

- Госфинансирование введено во многих западных странах, а также в России, - подчеркнул эксперт. - Многие пошли по этому пути, потому что госфинансирование - это плюс для партийной системы. В Киргизии зарегистрировано много партий, но большинство из них не способно участвовать в выборах из-за отсутствия средств.

Идея материальной поддержки политических сил со стороны государства не нова. Впервые эта система была введена в ФРГ в XX столетии. На эти цели Германия ежегодно тратила порядка 1 миллиарда евро. Позже, в 60-х годах прошлого века, идею заимствовали и другие европейские страны, такие как Франция, Австрия, Финляндия, Дания.

- Мне идея госфинансирования партий в Киргизии представляется сомнительной, - комментирует порталу News-Asia инициативу депутата Алтыбаевой эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов. - Во-первых, инициаторы нововведения утверждают, что субсидирование со стороны государства обеспечит независимость политических организаций. Если финансирование будет реализовано по схеме «сом за голос», то суммы, получаемые не прошедшими в парламент партиями, будут относительно небольшими. К примеру, проигравший на прошлых выборах «Замандаш» мог бы получать ежемесячно 63,4 тысячи сомов. Для действующей партии эта сумма не покроет и 20 процентов текущих расходов. Остальные деньги политическому объединению все равно придется брать у кого-то. Зависимость сохранится. Чтобы партия действительно не нуждалась в спонсорах, необходимо значительно увеличить выплаты. Но у повышения есть как минимум два «но». Допустим, мы увеличиваем выплаты в 20 раз - до 20 сомов за голос. При этом, что помешает партии взять деньги из бюджета, а затем у спонсоров, тем самым сохраняя зависимость от внебюджетных источников финансирования? Второе: с ростом выплат возрастет нагрузка на бюджет. Можем ли мы позволить себе такие траты? Мое мнение - нет. В Киргизии и без партий достаточно организаций, остро нуждающихся в господдержке. Тем более что нынешний парламент проявляет себя как низкоэффективная, но, при этом, прожорливая и неподотчетная никому организация. Выбирая кому отдать свои налоги - политику или детскому дому, школе, больнице, - 99 процентов граждан выберут второе.
Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 января 2024 09:07

Муфтий Кыргызстана ушел в отставку

Муфтий Кыргызстана Замир Ракиев ушел в отставку. Об этом он заявил во время жума-намаза в центральной мечети в Бишкеке перед прихожанами.

05 июля 2023 12:26

Как Кыргызстан и его соседи реагировали на сожжение и осквернение Корана

Центральная Азия оказалась практически в стороне от происходящего. С явным осуждением событий в Швеции в публичном поле выступили представители только одной из стран.

Обзоры

 Елена Скворцова 

Благодарность за урожай

Христианские церкви празднуют День жатвы после сбора урожая

 Владимир Банников 

ТРЕВОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, не готов к идейным вызовам

 Елена Короткова 

СТРОЙКА ГОДА

Бишкекский Свято-Воскресенский собор реконструируют и расширят

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.