Вступление Киргизской Республики в Таможенный союз будет зависеть от политической воли элиты республики, ее готовности брать на себя и выполнять долгосрочные пакетные обязательства и текущей внутренней стабильности. В этом уверен эксперт аналитического центра «Полис Азия», кандидат исторических наук, доцент Киргизско-Российского Славянского университета (КРСУ) Павел Дятленко, озвучивший свою точку зрения в интервью порталу News-Asia.
- Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, связанные с постепенным расширением Таможенного союза, сталкиваются с целым рядом естественных и искусственных проблем. Все постсоветское пространство находится под сильным влиянием разно ориентированных внешних геополитических проектов, рассматривающих его в качестве объекта своих интересов. Естественно, внешние игроки не заинтересованы в развитии Таможенного союза, внимательно наблюдают за его продвижением и предпринимают активные целенаправленные контрмеры против данного объединения. Существует проблема «сшивания» социального и культурного пространства, так как за постсоветский период выросло целое поколение молодежи, которое в отличие от предыдущих поколений не обладает чувством своей общности, заметно хуже знает русский язык, русскую культуру и другие культуры постсоветского пространства. Его еще можно назвать «первое постсоветское поколение». На национальном уровне каждой страны есть разные мнения по поводу участия в интеграционных процессах. И это вполне естественная ситуация. Также стоит задача постепенного преодоления дезинтеграционного тренда, поддерживаемого рядом внутренних и внешних сил, далеко зашедшей деградации постсоветских обществ и значительной разницы в экономическом потенциале.
- Какие, на ваш взгляд, трудности испытывает Киргизия на пути к объединению с Казахстаном, Россией и Белоруссией?
- Развитие и расширение Таможенного союза проходит постепенно и не всегда просто. Имеют место различия между позициями и интересами разных стран, значительный объем подлежащих согласованию вопросов, наличие внешнего и внутреннего противодействия, борьбы в информационном и политическом пространстве. Все это требует сбалансированного определения скорости общей интеграции и скорости включения отдельных государств в нее. Подчеркну, что Таможенный союз развивается быстрее Европейского союза в начальной стадии его существования. Вступление Киргизии в Таможенный союз полностью зависит от политической воли элиты республики, ее готовности брать на себя и последовательно выполнять долгосрочные пакетные обязательства, сохранения имеющейся поддержки со стороны общества интеграции в Союз и текущей внутренней стабильности.
Если рассматривать неполитическую сторону интеграции Кыргызстана в Таможенный союз, то в этом направлении успешно действуют разнообразные формальные и неформальные контакты и структуры. В первую очередь это касается огромного количества родственных связей, устойчивых экономических цепочек и взаимозависимостей, во многом общего гуманитарного, образовательного, информационного и технологического пространства.
По сути, Таможенный союз восстанавливает наработанные коммуникации и переводит в политическую реальность неформализованную общность группы социумов.
Комментарии