Мусульмане Киргизии оказались в месяц Рамадан, священный и мирный для ислама, втянуты в конфликт. Отказ парламентариев принять законопроект о выделении в пятницу в обеденный перерыв времени для молитвы обернулся серьёзным противостоянием между депутатами, экс-муфтием Чубак ажы Жалиловым и верующими. Дело доходит до радикалистских высказываний, и парламентарии просят вмешаться в ситуацию президента, Государственный комитет по делам религий и ГКНБ.
Вопрос об изменении распорядка трудовой недели в пятницу, когда правоверные мусульмане должны посещать пятничную молитву – «жума-намаз», в связи с увеличившимся количеством верующих уже поднимался в последние годы. Общественный деятель и экс-омбудсмен Турсунбай Бакир уулу с коллегами предлагал в свою бытность депутатом перенести выходной в стране с воскресенья на пятницу по образцу мусульманских стран - чтобы можно было и отдохнуть, и выполнить религиозный обряд. Однако законопроект не приняли, несмотря на то, что на тот момент каждый четвёртый депутат ЖК был мусульманином: государство Киргизия по Конституции светское, а религиозные обычаи – отделены от работы. Сейчас же накануне священного для мусульман месяца Рамадан вопрос о проведении жума-намаза вновь стал актуальным у нового парламентского созыва. Депутат Тазабек Икрамов от «Онугуу-Прогресс» инициировал законопроект, по которому предлагалось увеличить на час обеденный перерыв по пятницам в связи с проведением молитвы и удлинить рабочий день по всей стране на час соответственно. Предложение не нашло поддержки в кабмине, депутаты профильного комитета парламента по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению так же выступили против законопроекта.
Вслед за этим последовал большой скандал. Экс-муфтий Чубак ажы Жалилов написал в социальной сети Facebook пост по этому поводу. Он обнародовал фамилии и имена депутатов, не поддержавших законопроект, и раскритиковал их как неверующих и отступников, приведя в доказательство своей правоты цитаты из Корана. Так же он опубликовал данные о происхождении и проживании каждого отклонившего проект.
- Они не согласились по своей воле. Как говорят, котельщик волен сделать ушко котла там, где он захочет. Но, как гражданин свободного государства, я, Чубак ажы Жалилов, могу сделать следующее против тех, кто проголосовал за отмену законопроекта. Я не сяду с ними за один стол, не подам руки для приветствия. Не приду на их погребальную молитву, и пусть они не приходят на мою, заповедую это и наследникам. Я не буду голосовать за них на выборах и призываю к этому своих сторонников, соседей и родственников, - заверил экс-муфтий.
Так же он придумал особое наказание для тех, кто, по его мнению, отступается от веры и покушается на религиозные ценности.
- Для того, чтобы сохранить нашу религию в чистоте, в муфтияте должна быть база имён тех, кто вел работу против нашей религии, исламских ценностей, или же демонстрировал неуважение и оскорблял другие конфессии (на примере нашей, мусульманской). И, например, чтение заупокойной молитвы над ними пусть не проводится с мусульманами на кладбище. А на другой земле: богобоязненные мусульмане и другие верующие, похороненные в той земле, не должны отвечать за их гнусные поступки. Читающий же молитву над ними молдо не будет считаться виновным, - предлагает Жалилов.
Один из противников законопроекта Жанар Акаев, которому досталось более всех в посте, в долгу не остался. Он отметил, что является мусульманином, соблюдает пост и никак не желает отменять жума-намаз. А критика Жалилова беспочвенна и радикалистична.
- Я предлагаю, чтобы вопрос продления перерыва для намаза обговаривался лично между руководством и сотрудником. Или сейчас из-за опозданий наши граждане массово подвергаются гонениям и их увольняют с работы?- недоумевает он. - Из ваших стараний раздуть из мухи слона, показать меня противником ислама, ничего не выйдет. Некоторые депутаты голосуют или говорят так, чтобы не выставить себя в плохом свете. Но у них свой путь, у меня – свой. Я не собираюсь подстраиваться под вас, только чтобы в следующий раз не остаться без голосов избирателей. Меня не волнует мнение тех людей, которые возомнили себя представителем самого Бога. И давление радикалов никак не повлияет на итоги голосования. Мы должны жить по законам, а не по понятиям.
Спор о том, нужен дополнительный час на молитву или нет, длится в социальных сетях КР и обществе уже два дня. Верующие пишут посты или с поддержкой идеи, или с призывом к конфликтующим примириться ради веры. А кто-то справедливо замечает, что религия от государства в стране отделена, и пока нет случаев ущемления работодателями права верующих на молитву, потому законопроект КР ни к чему - только если кому-то надо поссорить мусульман республики меж собой. Призывает проявить «сабыр» - терпение и сдержанность, приличествующие правоверным. И вспомнить о том, что в республике множество других проблем, требующих как внимания депутатов, так и внимания религиозных деятелей. Сами же народные избранники поражены эффектом, который вызвал их шаг. Так, Рыскелди Момбеков, проголосовавший за законопроект, считает, что Жалилов перегнул палку, призвав фактически к джихаду против тех, кто не поддержал документ.
- Все читали обращение Чубака Жалилова, но никто не отреагировал на него. При этом Жалилов объявил джихад депутату Акаеву. Он пишет, чтобы тех, кто голосовал против законопроекта, не хоронили на мусульманском кладбище. Разве религиозные деятели могут вмешиваться в вопросы государственного строя и политики? – возмущается он. - Я хочу отметить, что против были не только члены комитета, но и правительство, Минтруда, 2 отдела ЖК. Но на публикацию Жалилова никто не отреагировал: ни ЖК, ни правительство. У нас появилась плохая тенденция. Если президент отправляет соседям поздравительные телеграммы, то в течение двух часов такие телеграммы пишут и спикер, и премьер. А если происходит что-то подобное, то парламент молчит, оглядываясь на президента. ЖК и правительство не хочет брать на себя ответственность. Я прошу их ответить на слова Жалилова.
А проголосовавшая против законопроекта Альфия Самигуллина поясняет: её позиция была вывернута религиозным деятелем наизнанку. И обращается к соответствующим структурам с просьбой дать оценку его посту и правомочности вмешательства в дела государства таким образом.
-Я ознакомилась с речью Чубака Жалилова и была удивлена её содержанием. Я сама мусульманка, и моё голосование было не против ислама или мечети. Дело в том, что продление рабочего времени - социально значимый вопрос, и было бы уместно просчитать, каковы будут экономические последствия продления рабочего времени. Во-первых, у нас миллионы рабочих мест заняты мусульманами и нужно узнать, во что такое решение обойдётся стране. Во-вторых, регулирование рабочего времени относится к правительству, которое дало заключение, что введение такой нормы преждевременно. Для такого шага требуются базовые и социально-экономические условия, которых сейчас в стране нет. Я была удивлена категоричным высказыванием Жалилова, что он болезненно воспринял итоги голосования. Я хочу напомнить, что у нас светское государство и иногда у нас принимаются решения, которые не устраивают отдельных людей, но они в интересах государства, - говорит она. - У меня сложилось такое впечатление, что кому-то просто выгодно столкнуть законодательную власть и религиозных деятелей, и я прошу дать поручение Госкомрелигии дать оценку словам Жалилова.
Эксперты Аппарата президента, к которым так же поступило обращение с этой просьбой, ещё не провели до конца оценку высказывания. В Министерстве труда и социального развития считают, что данные поправки противоречат Трудовому кодексу КР и Конституции страны. Но есть компромисс: момент посещения жума-намаза каждый работодатель может отразить в трудовом договоре. Однако часть комментариев по этой щекотливой теме как Жалилова, так и его единомышленников на Facebook, можно расценивать как радикальные и способные разжечь религиозную вражду. Ни Госкомрелигии, ни ДУМК, ни ГКНБ пока оценки им не дали.
Комментарии