19 июля в офисе Социалистического Движения Казахстана прошла пресс-конференция делегации левой фракции Европейского Парламента по итогам встречи с бастующими рабочими предприятий КазМунайГаза в Мангистауской области.
Депутат от левой фракции и деятель Социалистической партии Ирландии Пол Мёрфи, политический советник ЕП Таня Нимеер, представитель депутата в странах СНГ и секретарь секции КРИ Роберт Джонс, а также сопровождающие их председатель профсоюза «Жанарту» Есенбек Уктешбаев и сопредседатель Социалистического Движения Казахстана Айнур Курманов поведали журналистам свои впечатления о поездке.
Они назвали действия властей и работодателей антирабочими и направленными на силовое подавление мирного протеста рабочих, борющихся за осуществление своих законных прав.
Все участники делегации в своих выступлениях подчеркнули несоответствие официальной статистики предприятия КазМунайГаза реальному положению дел в деле оплаты труда. Так согласно документам КМГ заработная плата в «Озеньмунайгазе» повышалась за последние годы пять раз и достигла в среднем 200 - 250 тысяч тенге и более. Однако бастующие рабочие собрали квитанции помесячно многих сотрудников, где заработная плата колебалась в среднем от 80 до 150-ти тысяч тенге. То есть и здесь идет игра статистикой, что является дезинформацией общественного мнения о реальном положении дел. Даже управляющий директор фонда «Самрук-Казына» Питер Хаус был ближе к истине, когда на встрече 16 июля в Астане дал информацию Полу Мёрфи о средней заработной плате нефтяников в 1000 долларов, что, безусловно, ближе к истине.
По словам Пола Мёрфи он увидел ущемление права рабочих на ведение профсоюзной деятельности и нежелании работодателя идти на переговоры с законными представителями коллективов, некоторые из которых - юрист профсоюза «Каражанбасмунай» Наталья Соколова и рабочий деятель Акжанат Аминов сознательно посажены в тюрьму по инициативе боссов КазМунайГаза. При встрече с представителями работодателя делегация просила прекратить репрессии и соблюсти право трудящихся на забастовку, а также инициировать освобождение арестованных, но в ответ получили заявление о том, что переговоры будут вестись только с теми, кто прекратил стачку. И не смотря на то, что властями и представителями КМГ была создана рабочая группа и принято решение объявить мораторий на увольнение бастующих, данное заявление не соблюдается, так как 17 и 18 июля стали известны новые факты массовых увольнений протестующих.
Гости также убедились, что бастующих вовсе не маленькая группа «экстремистов» в несколько сот человек, а значительная масса работников «Озеньмунайгаза», «Каражанбасмуная» и множества вспомогательных предприятий. И на встрече с руководством АО «Каражанбасмунай» Айнур Курманов от лица независимых профсоюзов в качестве доброй воли предложил исполняющему обязанности президента гражданина КНР Юань Му отозвать свое заявление с требованием возбуждение уголовного дела по явно политической 164 статье Уголовного Кодекса «за разжигание социальной розни» в отношении Натальи Соколовой, что стало бы основанием для ее освобождения. Но внятного ответа от работодателей не последовало.
Вместе с тем, власти Казахстана в лице депутата Мажилиса Николая Боброва пытались оказать давление на депутатов Европарламента, направив письмо на имя спикера ЕП, где пытались дискредитировать бастующих и обвинить социалистов Пола Мёрфи и Джо Хиггинса в «непрофессионализме». Также уже после пресс-конференции стало известно, что МИД Казахстана потребовал ответа, является ли Пол Мёрфи официальным представителем левой фракции и послан депутатами в нашу страну.
Активистами профсоюза «Жанарту» было также заявлено, что на данный момент обсуждается вопрос об организации международной кампании по сбору средств и продуктов в поддержку бастующих рабочих и их семей в Мангистауской области и проведении еще серии акций протеста, как внутри страны, так и у дипломатических представительств Казахстана за рубежом.
По материалам информационной службы СДК
Георгий. 25 июля 2011 23:49
Вот оно подлинное лицо демократии . А почему молчит президент, или его не касается?