В первом полугодии 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки заметно увеличился в годовом выражении как внутри страны, так и на международных направлениях. Однако, цифры второго квартала оказались скромнее, чем в первом. Такую статистику приводит международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU».
Особенно показательна динамика в экспорте. С января по май количество размещенных на Бирже заявок на перевозки грузов из Казахстана в другие страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42%, а ставки на грузоперевозки в среднем выросли в полтора раза. В количественном выражении наибольший вклад вносят перевозки в Россию, где наблюдается 40% рост, также хорошую динамику показал экспорт в Беларусь (+68%) и Польшу (+57%).
Несмотря на общий рост числа заявок в первом полугодии, во втором квартале их количество по сравнению с первым снизилось на 20%. В частности, снижение на 24% произошло на российском направлении, которое играет ключевую роль в структуре казахстанского экспорта.
В импорте, где по итогам полугодия мы видим рост количества заявок на 69%. В том числе на 72% выросли перевозки из России и на 137% – из Беларуси. Снижение во втором квартале по сравнению с первым составило лишь 2%. Цены на перевозки при этом существенно не изменились.
Что касается внутренних перевозок по Казахстану, то в первом полугодии количество размещенных на Бирже заявок на доставку грузов по стране выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 147%, а ставки в среднем увеличились на 8%. При этом и здесь рост практически прекратился. Во втором квартале рост количества заявок по сравнению с первым кварталом составил всего 1%, а ставки даже несколько снизились.
«В целом наши предварительные предположения об исчерпании санкционного эффекта подтверждаются. Начиная с весны 2022 года мы наблюдали бурный рост автомобильных грузоперевозок в Казахстане по всем направлениям, основным драйвером которого стали антироссийские санкции западных стран. Российские компании искали новые маршруты и новых поставщиков, используя в том числе Казахстан, некоторые западные компании переносили сюда производства из России и т.д.
Теперь эти факторы уже “отыграны”, тем более что власти Казахстана очень осторожно относятся к вопросам обхода санкций. Замедление роста мы зафиксировали примерно с марта. По нашим прогнозам, после небольшой коррекции рынок, закрепившись на новом уровне, перейдет к более плавному, естественному развитию», – комментирует Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Комментарии