Третий месяц в Казахстане бастуют нефтяники компаний «КаражанбасМунай» и «ОзенМунайГаз», приговорена к тюрьме профсоюзный юрист Наталья Соколова. Конфликт не в силах пока решить ни руководство компаний, ни суды, ни сами бастующие. Не перерастет ли забастовка районного масштаба во что-то большее, и не скажется ли это на стоимости казахского ГСМ? Об этом мы решили спросить координатора региональных программ Института востоковедения Российской академии наук Александра Князева.
- Когда я встречаю в СМИ заголовки типа «Жанаозен грозит стать вторым Бенгази» и легко прописанные выводы о том, что не сегодня, так завтра, в Казахстане возникнет что-то по ливийскому сценарию, мне смешно, - отмечает эксперт. - Забастовки в Западном Казахстане не так просты, как кажутся. Помимо объективно накопившихся проблем, там явно присутствует и внешний заказ, скорее всего, из Лондона и Вены, где сидят казахстанские «березовские» и «ходорковские»… Сейчас, насколько я понимаю, все пошло на убыль, и основная из оставшихся проблем – восстановление на работе около двухсот нефтяников. Есть один беспокоящий аспект – недавние убийства родственников активистов. Это так похоже на попытку вызвать новую волну возмущения и продлить жизнь забастовочному движению. Если эти убийства имеют отношение к забастовкам, это однозначно – не действия властей или нефтяных компаний. Это дело рук тех, кого не устраивает мирное завершение событий.
Ну, а в целом социологи констатируют рост протестных настроений в казахстанском обществе. И если проводить сравнения, то, скорее, напрашивается позднеакаевская Киргизия - когда за внешним благополучием присутствует и колоссальное социальное расслоение, и растет напряжение, когда в элитных кругах, особенно в региональном разрезе, появляются группы, жаждущие передела прав на доступ к ресурсам и дивидендам, когда в госструктурах коррупция достигает уровня, означающего отсутствие ответственности. А еще – исламистский фактор, угрозу которого для Казахстана нужно вообще рассматривать отдельно. Здесь он имеет свою специфику, особенно в северных регионах республики. Что касается стоимости казахстанских ГСМ, то она никак не может быть связана с забастовками нефтяников. Скорее, с мировыми ценами на нефть, оказывающими воздействие на российские цены, которые, в свою очередь, являются определяющими для Казахстана.
Комментарии