Проблемы взаимоотношений этносов в последнее время стали особо актуальны, особенно в Средней Азии, объединившей в себе слаборазвитые постсоветские республики, на протяжении 20 лет ищущие основы национального самосознания и государственности. О проблемах взаимоотношений титульной нации, населяющей Казахстан, и славян, мы решили поговорить с Владимиром Намовиром, руководителем информационно-аналитического центра Республиканского славянского движения «Лад» и главным редактором сайта «Русские в Казахстане».
- Владимир, скажите, с каким настроением живут русские в Казахстане? Нет ли угрозы возникновения межнациональных либо межэтнических проблем?
- В принципе, эта проблему уже существует, о чем свидетельствует массовый исход русского населения из Казахстана. Безусловно, он спровоцирован последними событиями в политической жизни республики – с инициативой законопроекта, регулирующего взаимодействие русского и казахского языков и ультиматума казахских националистов, так называемого «письма 138-ми», обращенного к властям РК. За этими проблемами последовал ажиотажный всплеск миграционного настроения. Если говорить четко в цифрах, то я могу сослаться на руководителя временной группы в Астане, госпожу Пустеко, которая заявила о том, что количество желающих переселиться в Россию резко возросло. Если быть точным, то поток увеличился в два раза за последние два-три месяца. Основной причиной такого ажиотажного «спроса» на удостоверение переселенцев стала языковая ситуация и заявления казахских националистов, а также общий фон, крайне алармистский, который сегодня задается в республике.
- А чем мотивируют националисты борьбу с русскими в Казахстане? Какими-то экономическими проблемами или чем? Чем они могут помешать этническим казахам?
- В принципе мы усматриваем в этом продолжение государственной политики на усиление казахской доминанты. Естественно, что одним из средств глобального превосходства большинство пытается сделать государственный язык. Почему? Потому что законопроект, который подразумевает устранение русского языка как языка межнационального общения, инициирован был Министерством информации и культуры, являющимся правительственным органом, проводящим государственную политику. Кроме того, казахские националисты в стране опосредованно поддерживаются республиканской элитой. Некоторые эксперты объясняют всплеск национализма присутствием социальной напряженности, в особенности в западном Казахстане, где длительное время идут забастовки, устранить которые властям пока не под силу.
- А какой статус у русского языка в Казахстане?
- Ни в коем случае нельзя говорить, что русский язык носит статус официального в республике. Он употребляется наравне с государственным в органах власти – такова его расплывчатая формулировка. Лишь в речевой и журналистской практике русский принято называть официальным языком, и то, беря слово в кавычки. Эта формулировка статуса достаточно зыбкая. Этим и пользуются некоторые лица, выдавливая язык из обихода. Дьявол прячется в мелочах. Идет тихая, незаметная для обывателя языковая экспансия.
- Но зачем элите понадобилось поддерживать националистов? Ведь сейчас идет активная фаза интеграции Казахстана в Таможенный Союз.
- Вы правы. Однако официальной реакции со стороны президента Назарбаева нет. Демарш казахских националистов несет дискриминационные признаки и противоречит существующему законодательству. Возникает вопрос: насколько осведомлен президент, и почему власти не реагируют на все эти посягательства? Ограничилось все комментарием советника Назарбаева, который отметил, что такого быть не может, и никаких конфликтов у нас не произойдет. Больше ни одно официальное лицо по этому поводу не высказалось.
- А как же принцип мультикультурности и представленности всех этносов в органах власти? Ведь, насколько мне известно, и в парламенте, и в бизнесе широко представлены и русские, и корейцы, и узбеки.
- Да, в парламенте есть один-два корейца, пять человек с русскими фамилиями. Но вопрос заключается в том, кого они представляют. Пару лет назад Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальности отметил отсутствие представительства русских в органах власти. В частности, он подчеркивал, что в верхах есть русскоязычные представители, но их количество не соответствует доли русских, живущих в Казахстане, и назначены они по принципу преданности и лояльности. То есть они не представляют интересы русских, и, более того, они никогда не заикнутся по этому вопросу. Почему? Потому что это выходит за рамки тех негласных договоренностей, по которым их туда продвинули. В казахском парламенте охотно говорят о борьбе с курением, о гендерном равенстве, но никто не ставит вопрос о представленности русских, являющихся государствообразующим нацменьшинством.
- Сколько всего этнических русских осталось в Казахстане?
- Если доверять официальной статистике, то в стране их осталось не более 4 миллионов при населении в 16 миллионов. То есть фактически русские представляют собой четверть населения, что и не устраивает казахских националистов. Есть за этой проблемой и политический подтекст, поскольку казахское большинство перешагнуло некий демографический порог, который дает им право диктовать интересы этого большинства.
Радабор 01 июля 2013 19:19
Как я понял, никто не извлекает уроков из истории, казахи не стали исключением, что ж, хрен с ним. Кому то очень выгодно вынудить к переселению Русских из Казахстана. Меня бесит только то, что когда казахов согнут в бараний рог, опять русский Ваня пойдёт на помощь, б.....дь!!!!!!!!!!!!!
Gazag 12 декабря 2012 12:47
ELENA , сама мертва , как уже и автор этой статьи ! Не нужно лезть в чужой монастырь со своим уставом ! Кому не нравятся законы Казахстана , уезжайте в Россию , вот и весь сказ. Не разу не слышал от казахов в России негатива в сторону русских , а от русских столько г....идёт .
ELENA 26 ноября 2012 11:01
Казахский язык-мертвый,он нигде не нужен,потому его не учат...А ты знаешь,умник,что все европейские языки пошли от русского,мало того,тюркские тоже,даже санскрит-упрощенная форма х,арийской каруны(древнерусское руническое письмо).Раньше Русь(Великая Тартария)была-вся Евразия,а здесь вплоть до 17г.стояли сибирские казаки,КАЗАК-СТАН-казачья станица...Понимаешь,все в мире-циклично,это закон,потому не плюй в колодец,добрый совет...
Елена 26 ноября 2012 10:45
Если в Казахстане начнут конкретно притеснять славян,будет гражданская война,100%.Очень удобный повод для России,ввести войска под предлогом защиты русских и наконец вернуть свои исторические территории.Не будем забывать,что этому гос-ву менее 100 лет,а до того на протяжении тысячелетий,здесь была Русь(Великая Тартария),вплоть до революции 17 года .здесь стояли сибирские казаки,да само название.КАЗАК-СТАН(казачья станица).Я неплохо отношусь к казахам,большинство из них,с долей славянской крови,белые городские казахи-милейшие люди и не любят оралманов.Но стоит немного включить мозги и подумать:у Казахстана без русских 2 пути:или в состав России,или Америка через своих исламистов захватит здесь власть и тогда писец...Америка,это вам не Россия,прожует и выплюнет.А вот Россия на протяжении тысячелетий хранила малочисленные этносы и всех сохранила,это её историческая миссия.А вы лучше вспомните,что американцы сделали с ие=ндейцами,коренными жителями Америки,а ведь это целая расса была!!!
русская казашка 23 ноября 2012 01:11
Sam это не казахское имя. И к вашему сведению в Казахстане живут люди которые не говорят вообще не на каком языке, это глухонемые, слабослышащие люди, и они не работаю на картошке и в толе. Язык не главное, главное быть хорошим человеком. Я из многонациональной семьи, и давно заметила, что потомки ярых националистов, как правило той нации, которую мы ненавидим. Это закон кармы, жизни. Пример Германия. За Казахстаном будущее как за многонациональным государством. Мы тем сильны что мы все братья. А таким как ты это не выгодно, Почему. Тебе не нужна успешная, процветающая Родина. Ты не истинный казах, хоть и говоришь на казахском языке.
русская не в России 23 ноября 2012 00:58
Мне жаль казахскую молодежь, которую держат в рамках казахского языка, достаточно обеспеченные люди обучают своих детей в русских школах с уклоном иностранных языков, и их дети имеют возможность работать как и в России, так как знают русский язык, так и за границей. И не для кого не секрет как трудно выбиться и создать свой бизнес за пределами республики, учеников казахских школ. А сколько там есть одаренных детей. Некоторые из них идя наперекор общему уже устоявшемуся мнению, идут дальше учиться на русском языке, и тем самым достигают успеха в становлении бизнеса. Потому что сейчас , нравиться это кому-то или нет, бизнес и умение говорить по русски и по английски взаимосвязано. Мои дети знают на отлично казахский язык в пределах обучения, но они к сожалению не могут им пользоваться в полной мере в общении. То есть программы несовершенны, и это на протяжении стольких лет. Даже дети говорящие дома на казахском языке, не справляются с программами. Я не против казахского языка, я очень даже за. Но я против что умнейшие люди нашей республики, зажимают свой народ, а в частности молодых казахов в языковые рамки, тем самым навязывая ложные,надуманные, кому-то выгодные принципы и не дают молодежи права выбора. И на данный момент, была очень удивлена что приграничный Российский город с Казахстаном, с очень быстрым темпом заселяется молодыми и не очень, казахами, и они работают и учатся и все переехали по доброй воли. Так что не только русские уезжают из Казахстана. Я сама русская, мой муж казах и я никуда не хочу уезжать, даже при том что не говорю на казахском языке. Но я люблю Казахстан и казахов, и верю что наш народ выше надуманных идей, и что наша молодежь уже доказала это, включите телевизор, в России, в Германии, В Америке, все чаще и чаще на экранах телевизоров, вы увидите их лица и прочтете их фамилии, среди бизнесменов, спортсменов, кинематографистов, докторов и многих других знаменитостей. Казахи рулят, а кому-то это не надо. У меня вопрос кому?
Sam 12 сентября 2012 13:10
Учите казахский, или идите работать в поле или на картошку. Мы же выучили русский вы учите казахский.
не важно 16 февраля 2012 19:10
Что тогда с вами будет если все русские уедут
Астана 13 декабря 2011 10:40
Обман, со стороны русского деда и корр-а. Основная причина роста миграции в Россию, большие по сравнению с Кз, социальные пособия. Просто шовинисты выдают желаемое за действительность. Политике жы ептм
Русский 20 ноября 2011 13:31
Братаны, давайте жить дружно. Тогда Нам никто ничего не сделает. А ТАК. "Разделяй и властвуй" получается.
Интернац. 19 ноября 2011 12:47
Россия требует знание русского языка у гастарбайтеров,какие могут быть возмущение непонимаю уже сколько лет прошло,хотя бы элементарную речь можно было бы выучить,учат ведь английский.Наверное поэтому практически везде не любят русских
казах 15 ноября 2011 08:46
кому не нравиться мы никого не держим