Судебная власть Казахстана должна обеспечить справедливое и публичное судебное разбирательство для 37 человек, обвиняемых в организации и участии в массовых беспорядках в декабре 2011 года в Жанаозене. Надежду на это выразили активисты международной организации Human Rights Watch. Напомним, суд над обвиняемыми по делу о беспорядках в Жанаозене начался накануне, 27 марта, в Актау.
Подсудимые, двум из которых не исполнилось еще и 18 лет, были арестованы в декабре 2011 - январе 2012 года после ожесточенных столкновений, вспыхнувших между гражданскими лицами и полицейскими в центре нефтяной промышленности Казахстана. Правозащитники отмечают, что некоторые подсудимые обвиняются в таких преступлениях, как поджоги, кражи, уничтожение имущества, насилие в отношении должностных лиц, осквернение национального флага, герба или гимна. Власти обещали, что судебные заседания будут открыты для публики.
- Каждый из 37 обвиняемых на процессе считается невиновным, пока его виновность не будет доказана, - отмечают в HRW. - Власти должны показать, что процесс будет максимально справедлив, будет проводиться в соответствии с международными стандартами справедливого судебного разбирательства и будет открытым и доступным для родственников подсудимых, СМИ, а также национальных и международных наблюдателей.
Правозащитники из Human Rights Watch выразили сожаление, что им не удалось провести независимую экспертизу для того, чтобы установить, кто осуществлял насилие, и при каких обстоятельствах применение силы правительственными войсками привело к жертвам среди гражданских лиц. Но есть основания беспокоиться, что в своем стремлении наказать тех, кто возглавлял и осуществлял насилие, правоохранительные органы Западного Казахстана рассматривают мирную забастовку вкупе с беспорядками, грабежом и поджогами, произошедшими 16 декабря. Сотни бастующих нефтяников предъявляли ряд требований, включая повышение заработной платы.
В декабре 2011 года президент РК Нурсултан Назарбаев сделал публичное заявление, что правоохранительные органы не должны рассматривать мирный «трудовой спор» нефтяников в связке с насилием, произошедшим 16 декабря. В своем обращении от 17 декабря по поводу беспорядков в Жанаозене, он заявил: «При этом считаю, что трудовой спор нефтяников нельзя смешивать с деяниями отрицательных элементов, которые хотели воспользоваться ситуацией для своих преступных замыслов».
Тем не менее, по данным HRW, 25 января генеральный прокурор выступил с заявлением, прямо перекладывавшим вину за столкновения на бастующих нефтяников. Он отметил, что «группа бывших сотрудников нефтяной компании «ОзенМунайГаз» начала массовые выступления, которые привели к погромам, мародерству, пожарам и насилию в отношении мирных граждан и сотрудников полиции при поддержке малолетних хулиганов».
Адвокат из Актау, представляющий шесть из 37 обвиняемых, сообщил Human Rights Watch, что все его клиенты - нефтяники, которые участвовали в забастовке, но не участвовали в поджогах и нападениях в Жанаозене 16 декабря. По его словам, его клиенты были в тот день на площади, потому что там проходила забастовка.
В число подсудимых входят также трое нефтяников, открыто и активно участвовавших в забастовке. Максат Досмагамбетов ездил в Москву в июне говорить с профсоюзными активистами и средствами массовой информации о забастовках нефтяников в Республике Казахстан. Талгат Сактаганов посетил в конце сентября Варшаву для встречи с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и представил доклад о забастовке. Роза Тулетаева предоставляла комментарии и информацию СМИ и международным организациям в Западном Казахстане в течение всей забастовки.
Ряд других активистов-нефтяников и представителей политической оппозиции, которые открыто поддерживали забастовщиков, были арестованы в Жанаозене и Алматы в течение нескольких недель и месяцев после событий 16 декабря. Девять человек, которым были предъявлены уголовные обвинения в «разжигании социальной розни», находятся в предварительном заключении. Расследование продолжается.
- Власти, конечно, должны осуществлять преследование за преступления, но уголовное право не может использоваться в качестве карательного инструмента по отношению к рабочим, реализующим свое законное право на забастовку, - уверены в HRW. - Мы увидим, имеет ли обвинение достоверные и приемлемые доказательства для установления, вне пределов разумного сомнения, что кто-либо из обвиняемых несет личную ответственность за непосредственные преступные деяния... Обеспечение справедливого судебного разбирательства предполагает, что любые заявления о пытках должны быть полностью расследованы. Это означает, что должно иметь место всестороннее, тщательное и беспристрастное расследование, в результате которого можно будет установить, что произошло, кто к этому причастен, и привести к ответственности виновных.
Комментарии