Насколько стабильна ситуация в Киргизии и существует ли вероятность очередной революции, в интервью казахской общественно-политической газете «Литер» ответил известный политолог Казахстана – ведущий специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Ерлан Карин.
Комментируя сложившуюся ситуацию в Киргизии, он рассказал о возможных последствиях дестабилизации обстановки в стране для соседних государств.
- Порой реальную погоду предсказать бывает сложно, а уж изменения в политическом климате – тем более, - уверен он. - Большинство нынешних сторонних оценок ситуации в Киргизии похожи на некие язвительные комментарии: дескать, что еще ожидать от этой страны, кроме революций, выборов и митингов? Но если быть откровенным, то ситуация в Киргизии непредсказуема в той же степени, что и в соседних странах. То есть при всей кажущейся нестабильности политической ситуации в Киргизии или, наоборот, кажущейся управляемости процессов в некоторых других странах региона – в любом случае нигде ситуация не застрахована от форс-мажорных обстоятельств. Это одна из уязвимых сторон постсоветской политической системы в Центральной Азии.
По словам политолога, «сверхконсолидированные» режимы не всегда оказываются способными выстоять иногда даже перед последствиями стихийных бедствий, не говоря уже о политических катаклизмах. В Киргизии, не смотря на произошедшие две революции, серьезные проблемы в экономике, бедность, коррупцию, постоянные митинги и политические конфликты, ситуация в реальности не многим хуже, чем в соседних странах.
- Многие страны региона в реальности не совсем-то уж далеко ушли от своего, казалось бы, неудачливого соседа. Говоря о Киргизии, сегодня мы должны вести речь не о вероятности третьей революции или шансах нынешней власти удержать свои позиции. Гораздо важнее, чтобы любое обострение внутриполитической ситуации в Киргизии не приобрело какие-нибудь крайние формы дестабилизации, как это уже произошло весной-летом 2010 года, - сообщил специалист по безопасности в Центральной Азии.
Эксперт отметил, что сегодня для Киргизии более важны вопросы, не будет ли сопровождаться очередное обострение политической ситуации нарастанием радикализации в обществе, ростом политического экстремизма, всплеском террористической активности, межэтническими конфликтами, чем все эти гадания насчет вероятности третьей революции.
На вопрос о возможностях реализации в Киргизии и в Центральной Азии «арабских сценариев», Ерлан Карин дал неоднозначный ответ.
- Вероятность перечисленных сценариев в Центральной Азии, конечно, существует. Тем более что подобные события в регионе уже происходили – в Киргизии произошла не одна, а уже две революции. Феномен «арабской весны» заключался, помимо прочего, еще и в том, что революция в одной стране спровоцировала цепную реакцию по всему региону. А мы помним, что события в Киргизии как в 2005, так и 2010 году не привели к аналогичным событиям в сопредельных странах региона. Но это не означает что, в странах региона невозможна сама вероятность повторения подобных событий, - сказал политолог.
По его мнению, главный вопрос не в том, насколько вероятны «оранжевые» сценарии в странах Центральной Азии, а в каких формах и вариантах они возможны.
- Так называемая бархатная восточноевропейская модель, когда под натиском массовых акций протеста власти идут на некие уступки, реформы, изменения в проводимой политике. Или же события будут развиваться по ближневосточному сценарию, когда конфликт между определенной частью населения и властью принимает насильственные формы. Ведь в той же Киргизии вторая революция получилась уже не бескровной, унеся жизни нескольких десятков людей,- добавил эксперт.
По разным экспертным оценкам, характер и содержание таких сценариев в странах Центральной Азии будут обусловлены разными обстоятельствами – спецификой самих режимов, внешним влиянием и т.д., а также и степенью традиционности обществ. В тех обществах, где слабые институты гражданского общества или вообще их нет, где сильное влияние различных традиционных институтов (общины, кланы, роды) или, что еще хуже, эти самые институты деформированы, революционные сценарии могут проходить в более конфликтной форме. И если процессы маргинализации, коррумпированности, падения грамотности, архаизации тех или иных институтов, роста некомпетентности государственных органов будут нарастать, то вполне возможно, что в итоге они в один день «пересекутся» в одной точке, и тогда, конечно, возможно уже все. Элиты центрально-азиатских стран упустили определенный момент, и мы видим, что сегодня в ряде стран региона набирает оборот процесс маргинализации, разрушается даже не общество, а сами местные элиты.
- Пример того же самого бывшего президента Киргизии Курманбека Бакиева, который после переворота покинув столицу, перебрался в свое родовое поместье на юге страны. Это был показатель уровня деградации элиты, поскольку такими действиями он подталкивал страну к расколу и межродовым столкновениям, - привел пример казахский политолог.
По словам Ерлана Карина любой фактор, любая ситуация или проблема при неадекватной оценке и игнорировании со временем может трансформироваться в серьезную угрозу национальной безопасности. И если раньше говорилось о традиционных вызовах, таких как военные конфликты, терроризм и т.д., то сейчас спектр возможных рисков и угроз намного расширился. Сегодня эксперты в своих прогнозах стали обращать внимание на такие факторы, как миграция, экология, информационная сфера и т.д.
- Но говорить о приоритетности той или иной сферы или пытаться ранжировать эти угрозы, по сути, не самая главная задача. Поэтому рассуждения о потенциальности той или иной угрозы не так важны, как вопрос о способности государств региона противостоять всем этим угрозам вообще, объективно оценивать риски и вызовы. И здесь надо иметь в виду, что Центральная Азия вступила в новый период своего развития, который, возможно, будет сопровождаться некоторым нарастанием внутренней нестабильности – условно говоря, регион входит в зону политической турбулентности. В свою очередь обострение внутриполитической ситуации, а если точнее, нарастание борьбы за власть, будет ослаблять деятельность правоохранительных органов, отвлекать спецслужбы от непосредственных функциональных обязанностей и в целом ослаблять систему национальной и региональной безопасности. Это уже приводит к тому, что государства теряют способность адекватно оценивать и, соответственно, эффективно реагировать на те, или иные угрозы, - отметил специалист по безопасности в Центральной Азии Ерлан Карин.
Комментарии