Постсоветские страны взяли за правило открывать на территории государства собственные национальные социальные сети. Таким образом, неофициально интернет-активисты пытаются обезопасить себя от блокировки таких популярных мировых соцсетей, как Facebook, Twitter и прочих. В очередной раз эту тенденцию подтвердил Таджикистан, открывший в недавнем прошлом ресурс Socialnet Tajikistan. Напомним, в этой азиатской стране периодически блокируется Facebook.
Последнее «отключение» таджикистанцев от общения через мирового гиганта производилось в марте текущего года, однако спустя время доступ к соцсети был восстановлен. Интернет-пользователи расценили это как попытку властей в очередной раз продемонстрировать силу, ограничив свободу слова. Само же руководство государство сослалось на техническую необходимость.
Не исключением в списке тех, кто в качестве альтернативы мировым брендам продвигает свои национальные, стал и Казахстан. В этой стране не так давно, 16 декабря 2011 года, власти заблокировали сервис микроблогов Twitter. Напомним, именно в этот период в Жанаозене разгорелся конфликт между нефтяниками и правоохранительными органами. Ради недопущения распространения информации чиновники вынуждены были пойти на столь непопулярные меры. Ранее, к слову, казахскими властями был заблокирован популярный «ЖЖ» («Живой журнал» или LiveJournal) – блог-платформа для ведения онлайн-дневников и комментирования текущих событий. «ЖЖ» блокировался в Казахстане в течение 2 лет, поскольку именно на этом ресурсе размещал свои критические статьи зять Нурсултана Назарбаева. Алиев периодически «сливал» компромат на лидера нации, за что и приобрел в республике статус «нон грата», а заодно и привел LiveJournal к блокировке. Тем временем, в стране набирали обороты собственные национальные социальные сети. Так, в лидеры выбились порталы Yvision, объединивший пользователей, в особенности блогеров, On.kz, «Бирге», Namba.kz, представляющая собой развлекательную платформу, дающую возможность вести блог, просматривать и скачивать видео и аудио, создавать профили, обмениваться информацией и использовать почту. Появились в стране и соцсети «по интересам», такие как «Паутина» (научно ориентированный портал).
Особое положение в списке стран занимает Узбекистан и Туркмения. В этих государствах слабо развит Интернет. Отсюда следует, что у его пользователей гораздо меньше возможностей, чем у братских республик Средней Азии. О предоставлении выбора того или иного ресурса и вовсе не может быть и речи. Касаясь Туркменистана, отметим, что события июля 2011 года, когда в городе Абадан произошел пожар на территории военного склада, унесший жизни десятков, если не сотен людей, показали возможности работы местных спецслужб. В связи с событиями в самом городе была отключена телефонная связь, полностью пропал Интернет, а фото- и видеоматериалы, свидетельствующие о разрушениях и гибели людей, стали отслеживаться в российских соцсетях «ВКонтакте», в «Моем мире» и «Одноклассниках».
В стране практически никто не использует Facebook. Аналогично и с сервисом Twitter. Если говорить об Узбекистане, то в этой стране в основном блокируются зарубежные новостные ресурсы и местные оппозиционные сайты. В их числе оказались «Фергана», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Известия», сайты «Первого» канала, «России», «НТВ» и так далее. Блокировались и соцсети, однако период запрета на их использование не был столь велик. Сегодня в стране с доменной зоной .uz существуют национальные сети Vsetut, Kontakt и Sinfdosh.
Исключением в списке стран, блокирующих социальные сети, является, пожалуй, лишь Кыргызстан. За всю историю независимости государства власти ни разу не отважились отключить доступ интернет-пользователей к российским и мировым сетевым брэндам. На сегодня в стране прекрасно функционируют не только все вышеперечисленные соцсети, но и собственные ресурсы, зачастую привлекающие не меньше внимания, чем их зарубежные конкуренты. В пример можно поставить киргизский развлекательный портал Namba, где юзеры ведут блоги, читают и делятся новостями, обмениваются музыкой, просматривают новинки киноиндустрии, пользуются массовыми скидками. Существуют также аналоги российских популярных брэндов, вроде Odnoclassniki.kg, Tweet.kg и так далее.
Комментарии