Уже более месяца в Казахстане действует принцип инфляционного таргетирования. Валютного коридора больше нет, тенге контролируется рынком. Структура под управлением Кайрата Келимбетова - Нацбанк РК - имеет право лишь на проведение валютной интервенции при искусственном завышения курса и спекуляции.
Допросились…
Первыми за новую девальвацию выступили представители Национальной палаты предпринимателей. Соседний девальвированный рубль поспособствовал дешёвому импорту товаров из России в Казахстан, что дало сокращение индекса физического объема в 8 из 16 областей Казахстана. Это негативно сказалось на отечественном производителе: за первое полугодие 2015 года производство мяса птицы и яиц упало на 37%, растительного масла, маргарина и пищевых жиров - на 12%, а кондитерских изделий из шоколада и сахара - на 20%. Не смогли изменить ситуацию и различные запреты на ввоз российских продуктов питания и нефти, которые одни эксперты окрестили «торговыми войнами», другие – борьбой за качество ввозимого товара со стороны РК. Поэтому правительством предполагалось, что новая политика формирования обменного курса на основе рыночного спроса и предложения поможет экономическому росту: бизнес в рамках ЕАЭС выиграет, получив шанс экспортировать на выгодных условиях. Что повлечёт за собой кредитную и инвестиционную активность, создаст новые рабочие места. Кроме того, все эти меры должны были снизить инфляцию – до 3-4%.
Вкупе с падением цен на нефть увеличивающееся обесценивание тенге заставило население республики перевести сбережения в доллары и евро. Благодаря чему к началу августа американская и европейская валюта в некоторых обменниках республики просто закончилась. В итоге 18 августа доллар торговался по 187-189 тенге, при курсе Нацбанка 188 тенге. 19 августа, перед девальвацией, в коммерческих банках страны обменный курс за доллар США достиг верхней границы определённого Нацбанком валютного коридора: 197-198 тенге за доллар США. Удерживать курс искусственно правительству РК было слишком затратно: только за последний год поддержка курса тенге обошлось государству в 28 миллиардов долларов.
Утром, 20 августа на обменных пунктах выставили новую цену за доллар – 255 тенге. За сутки национальная валюта обесценилась на 72 тенге, упав на 35,6%. При этом курс продажи американской валюты на сайтах казахстанских банков достигал 259 тенге. В Алма-Ате, Астане и других крупных городах начали закрываться обменки: люди стояли в очередях, пытаясь обменять тенге на доллары, евро и рубли. Ажиотаж через несколько дней прошёл. Всего же по Казахстану за август было продано 1 548,3 миллиона и куплено 997,8 миллиона долларов. В Алматы продали 649,7 миллиона и купили 428,69 миллиона долларов. На втором месте по объемам торгов идет Астана, где купили 177,2 миллиона и продали 182,4 миллиона долларов. На третьем - ЮКО, где купили 74,8 миллиона долларов и продали в два раза больше. Курс «зелёных» продолжал расти и к 16 сентября достиг максимальной исторической отметки. Так, «Казком» установил курс доллара на продажу в 299,62 тенге, «ЦентрКредит» и «AsiaCredit Bank» - в 301 тенге. В связи с чем Национальный банк РК провёл две интервенции на общую сумму в 414, 4 миллиона долларов США, посчитав возросшую волатильность обменного курса тенге работой спекулянтов. И курс пока удаётся сбить и удержать на определённом уровне: так, в воскресенье, 20 сентября, курс доллара снизился и составлял 270, 11 тенге за доллар. 30 сентября Нацбанк продолжил проведение валютных интервенций на торгах АО «Казахстанская Фондовая Биржа» в объеме 225 млн. долларов США. И сейчас, 2 октября, официальный курс держится на отметке 270, 9 тенге за 1 доллар США.
Доходы VS расходы
Что же получает от этих валютных колебаний республика? На первый взгляд, экономика Казахстана получает весомый плюс: выигрывают местные производители и экспортёры товара на рынки ЕАЭС и других стран, поскольку стабильный курс нацвалюты душил их бизнес. При инфляции в 1,8 % за январь-август 2015 года они несли потери в доходах минимум в 2-3 % ежемесячно. Теперь же за счёт падающего тенге они смогут получать больший доход, что позитивно повлияет на внутреннюю экономику страны. Этой точки зрения придерживается и Борис Лисак, доцент кафедры «Финансы и кредит» Нового экономического университета им. Т. Рыскулова.
- Таким образом, создаётся стимул для внутреннего производства, развития нашего малого и среднего бизнеса, который, к сожалению, в последнее время перестал выдерживать конкуренцию со стороны наших близких партнеров: России и Белоруссии. Усугубило их положение и вхождение в ВТО. Поэтому я считаю, что отпуск тенге в свободное плавание в настоящее время - объективная необходимость. Другого выхода не было. Почему? Потому что Национальный банк на поддержание курса нашего тенге тратил колоссальные суммы, и наши соответствующие накопления в виде золотовалютных резервов и виде национального соответствующего фонда сейчас составляют где-то порядка ста миллиардов долларов. И в среднем ежемесячно они усыхали на 2 с лишним миллиарда из-за поддержания тенге, - констатирует он.
Но это крупный бизнес. Мелкие и средние предприниматели, не заключившие крупных контрактов на экспорт, наоборот, могут разориться. Равно как и те крупные бизнесмены, чьё дело связано не с торговлей, а с товарами отложенного спроса: автомобилями, мебелью, бытовой техникой, квартирами, коттеджами для отдыха, кафе и ресторанами, клубами и другими досуговыми заведениями. Ведь при условиях девальвации среднестатистический обеспеченный казахстанец превратился в человека, вынужденного экономить. Средняя официальная заработная плата по РК составляет чуть более 150 тысяч тенге. Сейчас это порядка 500 долларов США. Поэтому расходы на товары не первой необходимости в ближайшие месяцы придётся сократить, несмотря на желание не быть «бишарой» и выделяться среди родственников. Этому способствуют и цены на бытовую технику, электронику, выросшие минимум на 10-15 %. Особенно переживают те, кто мечтал о новом элементе престижа - цена нового iPhone 6S выросла с 180 тысяч тенге до 220 тысяч. Придётся отказаться и от отдыха на новогодние каникулы. Если год назад цены в турагенствах на популярные направления – Турцию и Египет – составляли 1 100 долларов, сейчас самый скромный номер и перелёт в бюджетном варианте обойдётся в 1600 долларов США.
Галим Хусаинов, директор BRB Invest, прогнозирует: сократится и производство, поэтому ожидаемого эффекта девальвации-2015 казахское правительство может и не увидеть.
- После отмены валютного коридора у всего населения республики упала покупательская способность, уменьшились доходы в реальном соотношении в долларах США. Казахстан не может самостоятельно обеспечить всех жителей необходимыми товарами потребительского назначения, поэтому продолжит закупать товары из-за рубежа, которые подорожали на 30 и больше процентов, - отмечает он. - Это скажется и на малом и среднем бизнесе. Ведь когда у нас сжимается покупательская способность у населения в стране, падает спрос на продукцию, а когда падает спрос на продукцию, то за этим следует сокращение производства. То есть с одной стороны мы сокращали производство, потому что был импорт, с другой стороны мы сейчас сокращаем спрос, потому что будет сокращение покупательской способности в стране. А всем сразу зарплату на 30% сразу никто не поднимет, потому что тогда эффекта от девальвации не будет.
В голоде и в тепле
А что же получили обычные казахстанцы, работающие на госслужбе или в небольшой частной фирме? Если говорить о зарплатах, то не все они оказались индексированными. Социальные же выплаты пенсионерам, бюджетникам и госслужащим будут увеличены только с 1 января 2016 года – по распоряжению главы государства Нурсултана Назарбаева. Пока же правительство заявило, что не допустит необоснованный рост цен на социально значимые продукты питания: крупы, молоко, мясо, яйца, хлеб, подсолнечное масло. Повсеместно ежедневно ведётся мониторинг цен, акимы городов и районов провели беседы с руководством супермаркетов, магазинов, рынков, АЗС, аптек, обменок и банков, предупредив их об опасности завышения цен. В случае, если бизнесмены завысят цену более чем на 20% при увеличении себестоимости товаров лишь на 5 %, их ждёт штраф и изъятие полученных незаконных доходов.
Тем не менее, цены начали расти сразу после девальвации: первыми в конце августа на 3-5% подорожали продукты питания из РФ – «молочка», птица, мясо, сладости. Затем подскочили и основные продукты питания – хлеб на 20-30 тенге, сахар – на 40 тенге, молоко – на 90 тенге. Несмотря на грозные заявления чиновников, спекулянты оштрафованы не были. И о скором подорожании говорят в открытую уже многие казахские производители. Так, директор мясомолочного союза Казахстана Сансызбай Умирбеков пообещал, что казахские фермеры закроют на 90% потребность в молоке и мясе сограждан в ближайшие пять-семь лет, для чего требуется расширение производства и повышение цен мяса и молока на 10-15%. Правда, он заверил, что подорожание будет производиться не резко, а постепенно в течении года. А группа птицеводческих предприятий ТОО «Шанырак» пообещала повысить цены на яйца и кур на 10-20% до конца года, мотивируя это подорожанием кормов и лекарственных средств для своих питомцев. Словом, казахстанцам придётся сократить расходы на продукты питания ибытовые расходы, а бюджетникам до нового года – готовиться к складыванию зубов на полку. Единственным утешением для жителей РК стала новость о том, что, несмотря на девальвацию, цены на тепло и свет до конца года в республике не поднимутся и увеличивать их в 2016 году, по словам чиновников Минэнерго, нет необходимости.
Комментарии