Между Киргизией и Казахстаном едва вновь не ухудшились взаимоотношения. Размолвка произошла из-за интервью киргизского лидера для Euronews в минувшую пятницу, 17 февраля, с громкими внешнеполитическими заявлениями, последствия которых пришлось расхлебывать дипломатам. Алмазбек Атамбаев в разговоре с журналистом ресурса обвинил Казахстан в том, что из-за закрытия границ в 2010 году более чем на месяц во время апрельской «народной революции» и беспорядков в Киргизии в республике были человеческие жертвы.
К разговору о событиях семилетней давности привели вопросы журналистов Euronews о ЕАЭС. Отвечая на них, Атамбаев озвучил информацию о том, что вхождение в ЕАЭС не было столь добровольным и связанным с историческим и экономическим вектором развития, как о нем говорилось вначале. Он отметил, что «стране надо с кем-то торговать, надо как-то работать с соседями», и добавил, что если бы республика не вступила в ЕАЭС, ей бы «грозила блокада».
- Если мы не вступали в Евразийский экономический союз, нам просто грозила блокада. В 2010 году, когда Казахстан нам устроил блокаду на 1,5 месяца, у нас даже были человеческие жертвы. Такое было, потому что блокада – это плохая вещь. Если нам предложат альтернативу, куда нам вступать. В Афганистан, что ли? Пожалуйста, мы готовы и сегодня вступить в Евросоюз. Я предлагал это, но мне открыто сказали: у нас нет общих границ. Тогда что ж вы нам предлагаете? У нас 6 миллионов человек. Замкнуться и жить как в джунглях, что ли? Мы должны развиваться, нам нужен рынок, - отметил он.
Казахский МИД заявление Атамбаева о «человеческих жертвах» изрядно покоробило. Действительно, весной 2010 года после начала беспорядков, приведших к революции 7 апреля, граница между КР и РК закрывалась на шесть недель – в связи с непредсказуемыми последствиями дестабилизации обстановки у соседей. Сообщение с помощью авиаперевозок и поездов сохранялось, но импорт и экспорт товаров между странами и автомобильные перемещения были заморожены. В результате Южно-Казахстанский регион остался без киргизского продовольствия, Киргизия - без клиентов и возможности вывезти свой товар за рубеж через РК и получить экспортируемые извне товары. А бизнес-сообщество КР несло убытки, не выполняя обязательства по контрактам. Наконец 20 мая 2010 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев распорядился «разморозить» границу. Инцидент был отчасти исчерпан, хотя еще более месяца бизнесмены жаловались, что через КПП не проходят швейные изделия и другие товары народного потребления – только продукты питания, ГСМ и медикаменты. Но официально никаких «человеческих жертв» в Кыргызстане от перекрытия границ не было – ни голодных смертей, ни случаев суицида по причине невозможности выполнить взятые обязательства. Что заставило представителей внешнеполитического ведомства потребовать разъяснений.
- Мы обратили внимание на данное высказывание президента КР и в настоящее время ожидаем разъяснений от киргизской стороны, - сообщили в пресс-службе МИД РК накануне, в понедельник, 20 февраля.
На следующий день, 21 февраля, прошла встреча первого заместителя министра иностранных дел КР Динары Кемеловой с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Бишкеке Айымдосом Бозжигитовым. Дипломаты провели переговоры по ситуации вокруг высказывания президента Киргизии. Как оказалось, он выразился недостаточно ясно и имел в виду несколько не тот контекст, который усмотрел в речи казахский МИД.
- Перекрытые в связи с апрельскими событиями границы и введенные со стороны Казахстана ограничения создавали серьезные проблемы для людей, включая ситуации, приведшие к летальным исходам среди граждан КР. В частности, когда из-за невозможности пересечь границу легально группа молодых людей пыталась переплыть реку Чу. Когда приходили сообщения о гибели ребенка, родители которого не могли провезти его через границу для оказания медицинской помощи, - пояснила работник внешнеполитического ведомства в ходе встречи.
Также, по словам Кемеловой, за шесть недель отмечались случаи смерти тяжелобольных по причине отсутствия импортируемых жизненно важных лекарств. Поэтому республиканское внешнеполитическое ведомство считает свои объяснения перед казахстанской стороной исчерпывающими и предложило «в целях дальнейшего конструктивного взаимодействия и сотрудничества уйти от полемики по данному вопросу» и сосредоточиться на реализации задач, поставленных президентами обеих стран.
Комментарии