По мнению эксперта, у Касым-Жомарта Токаева (да и не только у него, но и у других представителей казахской политэлиты) может возникнуть соблазн последовать примеру Соронбая Жээнбекова и продемонстрировать миру «кыргызский синдром». Так Досым Сатпаев охарактеризовал политическую особенность Кыргызстана, выражающуюся в активном преследовании каждым новым президентом своего предшественника, максимально проявившуюся в лишении неприкосновенности и аресте последнего экс-президента Алмазбека Атамбаева в августе 2019 года.
«Касым-Жомарт Токаев собрался в Кыргызстан с официальным визитом, в страну, где «преемник» успешно нейтрализовал своего бывшего шефа, создав первый в истории Центральной Азии прецедент, когда экс-президент был арестован. Вообще стоит отметить, что Кыргызстан с 2005 года является своеобразной «белой вороной» в регионе, которая выделяется на фоне своих более авторитарных соседей. Все в этой маленькой центральноазиатской республике делается в первый раз в Центральной Азии. Две революции, несколько сбежавших из страны президентов, попытка создать первую в регионе парламентскую республику в окружении сверхпрезидентских систем, более или менее честные парламентские и президентские выборы, которые, кстати, позволили тому же Сооронбаю Жээнбекову стать главой государства. Кыргызстан это гибридное государство, где определенные элементы демократии с более широкими политическими свободами и наличием политической конкуренции сочетаются с классическими болячками большинства центральноазиатских стран: коррупция, патрон-клиентские отношения, сырьевая экономика, значительная доля теневой экономики и т.д. Но в отличие от своих соседей, именно в Кыргызстане, как в свое время это было в Украине, Грузии и Армении, появился прецедент охоты на бывших руководителей государства. Двое из них в лице Аскара Акаева и Курманбека Бакиева нашли убежище в других странах. Но если бы они остались в стране, то Алмазбек Атамбаев был бы явно не первым экс-президентом, которому грозил бы тюремный срок. У Алмазбека Атамбаева был сложный выбор. Либо сделать ставку на сильного «преемника», который будет гарантом безопасности для своего протеже, но при этом сохраняется риск, что у сильного преемника появятся и свои амбиции. Либо поддержать слабого и управляемого «преемника», что приведет к угрозе того, что он долго не продержится на президентском посту в Кыргызстане, где довольно сильны протестные настроения и революционные традиции. Алмазбек Атамбаев выбрал первый вариант», - поделился он своей точкой зрения в Facebook. - «Но Сооронбай Жээнбеков как сильный игрок с амбициями не хотел быть его марионеткой и направил против Алмазбека Атамбаева его же собственную политику по нейтрализации конкурирующих игроков. И придя к власти, его не контролировал ни один политический институт, связанный с Алмазбеком Атамбаевым, так как таких институтов не было у экс-президента, кроме обещания самого Сооронбая Жээнбекова играть роль «преемника». В этом отличие Сооронбая Жээнбекова от Касым-Жомарта Токаева, вокруг которого сейчас много «смотрящих». Хотя вполне возможно, что, как и в Кыргызстане, в казахстанской политической элите по мере усиления межгрупповой борьбы может возникнуть все тот же «кыргызский синдром» превращения экс-президентов в политическую мишень для тех, кто захочет больше власти».
Отметим, что официальный визит Касым-Жомарта Токаева в Бишкек состоится уже завтра, 27 ноября. А 28 ноября Токаев примет участие в заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ - так же на кыргызской территории.
Фото:akorda.kz
Комментарии