Переход от взаимодействия, ориентированного на обеспечение безопасности, к более широкому сотрудничеству с государствами Кавказа и Центральной Азии подчеркивает стремление Индии к стратегической глубине. Исторические связи между Индией и этими регионами, связанные друг с другом взаимной торговлей, религиозным и культурным влиянием и даже правящими династиями, насчитывают несколько тысячелетий.
В условиях конкуренции мировых держав за влияние в регионе, Индия ищет свое место, и ее экономическая и внешняя политика будут играть важную роль в развитии региона.
В частности, стратегическое 10-летнее соглашение Индии с Ираном об использовании порта Чабахар, а также переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) демонстрируют решимость страны укрепить свое экономическое и политическое присутствие в Евразии.
Недавнее взаимодействие Индии с Центральной Азией в основном фокусировалось на безопасности, в связи с опасениями по поводу ситуации в Афганистане и распространения религиозного экстремизма.
Индия уже присутствует на двух военных базах в регионе: авиабазах Фархор и Гиссар в Таджикистане, что укрепляет ее стратегические позиции на фоне растущего влияния Китая.
Однако глобальные кризисы, такие как пандемия COVID-19, падение афганского правительства, российско-украинский конфликт и нападения на суда в Красном море, заставили Индию переосмыслить свои торговые маршруты и цепочки поставок.
Основным препятствием для диверсификации торговли являются напряженные отношения Индии с Пакистаном и Китаем, что блокирует сухопутные маршруты в страны западнее Индии.
10-летнее соглашение с Ираном об использовании порта Чабахар позволит Индии обходить морские барьеры и перемещать товары через Иран в Южный Кавказ, Центральную Азию и Евразию, однако вопрос о дальнейших торговых маршрутах остается открытым.
Армения, не имеющая выхода к морю и сталкивающаяся с ограничениями в торговле из-за блокады со стороны Турции и Азербайджана, нашла в Индии перспективного партнера.
Сотрудничество между странами быстро развивается как в сфере безопасности, так и в экономике. За последние два года товарооборот между Индией и Арменией достиг 360 миллионов долларов, причем значительная часть этого объема приходится на экспорт индийского оружия и военной техники.
Индия также экспортирует в Армению фармацевтические препараты, потребительские товары, оборудование и трудовые ресурсы. За последние два года наблюдается приток индийских рабочих в строительный сектор и сферу услуг Армении.
Однако сотрудничество Индии с Арменией сопряжено с конкурирующими интересами Азербайджана, который является важным узлом Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC) и поставляет сырую нефть в Индию.
INSTC, амбициозный мультимодальный маршрут протяженностью 7200 км, был задуман в начале 2000-х годов как альтернатива стандартному морскому маршруту, проходящему через Суэцкий канал в Средиземное море, но его строительство было значительно замедлено из-за санкций в отношении Ирана, что привело к задержке финансирования и строительства. Несмотря на то, что испытания и незначительные поставки доказали жизнеспособность маршрута, INSTC в основном бездействовал, пока война на Украине и сближение России и Ирана не привлекли к нему внимание. В этом году Азербайджан завершил реконструкцию терминала в Астаре, и с завершением строительства последнего недостающего железнодорожного соединения Решт-Астара, которое ожидается в 2028 году, INSTC начнет функционировать в полную силу.
Первоначальное соглашение INSTC также было подписано тремя странами Центральной Азии – Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Казахстан, в частности, остается крупнейшим торговым партнером Индии в регионе и ее основным поставщиком урана. Однако, хотя двусторонний товарооборот между Индией и Казахстаном продолжает расти, он остается незначительной частью товарооборота Казахстана с Китаем, который в 2023 году достиг рекордного уровня в 31 миллиард долларов. Поскольку стратегический фокус Казахстана сместился на Средний коридор, который становится все более привлекательным альтернативным маршрутом, соединяющим Китай с Европой, восточный участок INSTC, проходящий через Казахстан и Туркменистан, может потребовать дополнительной финансовой и политической поддержки со стороны спонсоров проекта (в частности, России и Индии).
Геополитическая динамика в Центральной Азии ограничивает возможности Индии в экономической сфере. В отличие от Китая, Индия не может предложить региону масштабные инфраструктурные проекты, сравнимые с инициативой "Один пояс, один путь".
Индия также не является ведущим инвестором в энергетическом секторе и других важных отраслях, где преобладают компании из стран Персидского залива и Китая. Существующая кредитная линия Индии на развитие инфраструктуры в Центральной Азии в размере 1 миллиарда долларов остается неиспользованной.
Несмотря на ограниченные экономические рычаги, Индия может выступать в качестве уравновешивающей силы в сфере безопасности, проводя дипломатическое и военное сотрудничество.
Примеры такого подхода – регулярные совместные военные учения с Узбекистаном и участие в саммите "Голоса Глобального Юга", новой платформе для дипломатического сотрудничества.
Существующие направления экономического сотрудничества могут укрепить и расширить присутствие Индии в Центральной Азии.
Помимо торговли сырьем и углеводородами, развитие Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC) или его интеграция с железнодорожной инфраструктурой Среднего коридора (Транскаспийский международный транспортный маршрут) может стимулировать торговлю в сфере сельского хозяйства и текстильной промышленности, которые являются перспективными областями для индийского бизнеса.
Сотрудничество в сфере здравоохранения и цифровых технологий может развиваться независимо от прогресса INSTC.
В сфере здравоохранения существует потенциал для сотрудничества в медицинском образовании, научных исследованиях, производстве и медицинском туризме. Индийские фармацевтические препараты пользуются популярностью в регионе, а индийские компании могут использовать формирующиеся медицинские производственные кластеры для увеличения своей доли на рынке и укрепления позиций.
Несмотря на определенный потенциал для сотрудничества в сфере информационных технологий, взаимодействие Индии и Центральной Азии в этой области остается слабым.
Страны Центральной Азии, такие как Узбекистан и Кыргызстан, стремятся развивать свой IT-сектор по образцу Индии, но сотрудничество между индийскими и центральноазиатскими IT-компаниями практически отсутствует.
Это можно объяснить конкуренцией между развивающимися аутсорсинговыми центрами в Центральной Азии и Индией, а также проблемами на индийском венчурном рынке.
Однако более тесное сотрудничество может привести к появлению новых моделей совместного развития IT, открытию новых рынков и привлечению инвестиций и опыта в регион.
Временное соглашение о свободной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), вступившее в силу в 2019 году, увеличило объем торговли между Казахстаном и Ираном. В 2022 году товарооборот между двумя странами достиг 521,4 миллиона долларов, что на 18,3% больше, чем в предыдущем году.
Казахстан использует соглашение о свободной торговле для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции в Иран, в частности зерна.
Казахстан стремится расширить международные связи ЕАЭС для продвижения многовекторной внешней политики.
Вступление Казахстана в ЕАЭС привело к ограничениям на развитие торговых отношений с другими странами, что укрепило экономическое положение России.
Для Казахстана и других членов ЕАЭС, таких как Кыргызстан, членство Индии в зоне свободной торговли является стратегически важным.
Расширение членства в ЕАЭС может привлечь внимание других стран Центральной Азии, таких как Узбекистан и Таджикистан, так как организация получит более динамичную и гибкую структуру.
Вступление Индии в ЕАЭС еще больше укрепило бы ее геополитические связи со странами Центральной Азии, что соответствует политике Индии "Соедини Центральную Азию", направленной на углубление экономического, культурного сотрудничества и сотрудничества в области безопасности. По оценкам экспертов, ВВП нынешних государств-членов ЕАЭС значительно увеличится с присоединением Индии, а ВВП Индии может вырасти на 3 процентных пункта, что подчеркивает экономические выгоды соглашения. Учитывая прочные отношения Индии с Ираном, INSTC в этом отношении является естественной связью и отвечает экономическим интересам обеих стран.
Однако эти экономические соображения могут оказаться второстепенными по сравнению со стратегическими интересами Индии в обеспечении ее будущего доступа к источникам энергии, важнейшим материалам и международным рынкам, необходимым для поддержания экономического роста страны. С этой точки зрения, судьба INSTC, ЕАЭС и других амбициозных проектов, таких как возрождение давно отложенного проекта газопровода Туркменистан–Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), будет по-прежнему зависеть от сложного взаимодействия международных санкций в отношении Ирана и России, ситуации с безопасностью в Афганистан и его непростые отношения с соседями, экономические и политические интересы мировых держав и региональных игроков и, самое главное, собственное видение Индией своей роли в регионе и за его пределами.
Комментарии