В Китае визита комиссии ждут с нетерпением. Готовы все 12 необходимых для зимних видов спорта площадок, осталось лишь немного достроить национальный конькобежный стадион в Пекине, и две лыжные базы в уезде Яньцин и городе Чжанцзякоу.
- Города Пекин-Чжанцзякоу полностью отвечают организации Зимней Олимпиады 2022 по ожиданиям, условиям, возможностям и опыту. Мы намерены использовать три концепции для проведения Зимней Олимпиады 2022: во-первых, придерживаться концепции центральной роли спортсменов; во-вторых, поддерживать идею устойчивого развития, в-третьих, поддерживать идею экономных соревнований, - сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Комитета по заявке на проведение Зимних Олимпийских Игр, заместитель мэра Пекина Ян Сяочао.
Кроме того, Олимпийский комитет Китая уже предоставил официальные финансовые гарантии проведения зимних Олимпийских игр 2022 года Международному олимпийскому комитету. Благодаря практической завершённости объектов страна имеет большие шансы на победу, нежели её центральноазиатский соперник. Об этом уже открыто говорят спортивные чиновники. В частности, Президент Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель.
- В переговорах по поводу участия игроков из НХЛ в Олимпиадах есть один проблемный момент. Ближайшие две Олимпиады пройдут в Азии, и в этом плане встает вопрос телетрансляций, если с Европой разница не такая большая, то здесь она составит около 12 часов. Что касается 2022 года, то главным фаворитом является Пекин, - подчеркнул он, общаясь с журналистами в Торонто.
Не сомневаются в готовности встретить олимпийский огонь ещё раз в своей стране и сами жители Поднебесной. Согласно опросу, более 90% респондентов одобряют повторную подачу Китаем заявки в МОК и проведение Олимпиады-2022 на их территории. Жители Казахстана же, который пока не представил официальных финансовых гарантий МОК о проведении мероприятия, относятся к шансу принять впервые в истории великое спортивное событие, прохладно. Восторга и патриотизма, в отличие от граждан КНР, они испытывают меньше: ещё не стёрся из памяти опыт проведения Седьмых Азиатских игр, которые были подготовлены и организованы спешно и с большими скандалами. Из затраченных на организацию 233,5 млрд. тенге вернулось государству только 5 млрд. тенге от продажи сувениров, билетов и спонсорских поступлений от рекламы. А часть билетов, как писали в соцсетях и на форумах возмущённые казахстанцы, заставляли раскупать студентов и школьников, чтобы на экранах телевизоров ненароком не засветились пустые арены. За фактический провал мероприятия мирового масштаба понесло наказание только два человека. Руководитель дирекции VII Зимних азиатских игр Султанбек Сыздыков обвинялся в хищении 23 миллионов тенге по статье «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества». Однако государству ущерб вернул и на скамью подсудимых не сел. Другой проворовавшийся, экс-начальник Управления телерадиовещания и медиатехнологий «Исполнительной дирекции Организационного комитета VII Зимних азиатских игр» Айдар Мусин, оказался менее удачлив. Стоимость его имущества и валютные сбережения на счетах, конфискованных государством, не компенсировала похищенное, и чиновник получил срок в 5,5 лет лишения свободы.
Чтобы не дать возможности организаторам и подрядчикам нагреть руки за государственный счёт и не тратить на мероприятие бюджетные средства, Министерство культуры и спорта Казахстана решило использовать смешанную модель финансирования проекта. Основную долю средств внесут спонсоры, рекламодатели и…сами представители МОК.
- Грубые подсчеты на подготовку и проведение в Алматы зимней Олимпиады 2022 года уже есть. Но сейчас мы договариваемся с МОК о том, чтобы часть расходов они взяли на себя. Если они возьмут их, то с учетом того, что в крупнейшем отечественном мегаполисе уже есть почти вся инфраструктура к крупным международным состязаниям, а также мы имеем в наличии большинство спортивных объектов, соответствующих мировым стандартам, затраты будут небольшие. Думаю, что они составят 7–8 миллиардов долларов, – подсчитал президент Национального олимпийского комитета Казахстана Темирхан Досмухамбетов. - В эту сумму входит не только проведение зимних Игр-2022, но и подготовка к ним, строительство оставшихся спортобъектов и доведение до ума городской инфраструктуры для Олимпиады. Всё это затем останется у нас. Впоследствии этим будут пользоваться как алматинцы, так и гости южной столицы. Не надо сравнивать те суммы, которые были потрачены на подготовку и проведение Сочинской Олимпиады-2014. Там фактически всё возводилось с нуля. У нас, повторюсь, многое для Игр уже есть.
Но требуется возвести ледовый дворец, два ледовых катка, журналистский городок, олимпийскую деревню и международный терминал аэропорта. Они появятся только в рамках подготовки к алматинской Зимней Универсиаде-2017, и комиссия МОК в Алма-Ате их не увидит воочию, что, вместе с отсутствием финансовых гарантий, заметно снижает шансы подданных Назарбаева на принятие Олимпиады. Что не может не радовать гражданское общество Казахстана, называвшее её «пиром во время чумы», и активно выражавшее протест против спортивного праздника. Правозащитники и гражданские активисты республики в августе 2014 года создали онлайн-петицию для отправки в МОК с просьбой вычеркнуть Алма-Ату из списка претендентов на проведение мероприятия. Однако отправить её по адресу не удалось: количества подписавших документ недостаточно для этого шага.
Комментарии