Центральная Азия вновь оказалась в центре внимания ведущих региональных и внерегиональных игроков. В Астане прошли значимые мероприятия в рамках ЕАЭС. Центральную Азию посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, и китайский лидер Си Цзиньпин. Данные события указывают на то, что возможно начинается новый этап геополитического соперничества в регионе.
С 29 октября по 3 ноября состоится официальный визит Государственного секретаря США Джона Керри, в ходе которого он впервые посетит все пять центрально-азиатские республики. Госсекретарь остановится в Бишкеке, Самарканде, Астане, Душанбе и Ашхабаде, чтобы провести двусторонние переговоры с высокопоставленными представителями правительства в каждой стране.
В Бишкеке госсекретарь США должен открыть новый кампус Американского университета (в официальной церемонии открытия кампуса АУЦА также запланировано участие и финансиста Джорджа Сороса) и одно из зданий посольства США.
В Самарканде Керри примет участие во встрече с министрами иностранных дел стран Центральной Азии в формате С5+1 — это новый формат диалога с США, который Вашингтон намерен запустить в регионе. Эта идея обсуждалась в сентябре, когда Керри и пять министров иностранных дел Центральной Азии встретились в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН.
В Астане запланированы: переговоры с президентом РК Н.А. Назарбаевым, участие во встрече в рамках диалога «Стратегическое партнерство США — Казахстан», а также выступление с речью в Назарбаев Университете. В Ашхабаде и Душанбе будет обсуждаться широкий круг двусторонних и региональных вопросов.
Событие с точки зрения геополитики региона весьма значимое, и свидетельствует о том, что США не собираются отказываться от влияния в регионе, и в свете сирийского и афганского кризисов будут наращивать геополитическое и военное присутствие в Центральной Азии. Вероятно, что в кулуарных беседах Джон Керри обсудит с центрально-азиатскими лидерами и возможность усиления военного присутствия в регионе, подписания новый стратегических договоров, а возможно и создание военных баз, например, в Туркменистане.
Стратегическим партнером США в регионе может выступить Япония, премьер-министр Синдзо Абэ уже прощупал почву для начала новых экономических проектов.
22-27 октября Синдзо Абэ также впервые за 9 лет своего пребывания на посту премьера посетил все страны Центральной Азии. Главу японского правительства сопровождала делегация в составе пятидесяти бизнесменов и глав крупнейших корпораций страны. Это означает, что Япония также включается в борьбу за влияние в Центральной Азии и пытается противостоять интересам Пекина в регионе ЦА. Каждая из стран региона получила щедрые обещания крупных проектов и инвестиций.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Узбекистана Ислам Каримов подписали контракты на сумму в 8,5 млрд. долларов. К уже имеющимся совместным проектам в урановой сфере, железнодорожного транспорта, горном деле, автомобилестроении, телекоммуникациях, электронике, текстильной промышленности добавились проекты в энергетической сфере. Японские компании выразили готовность инвестировать в разработку новых газовых месторождений, и в целом заинтересованность Японии в поставках газа из Узбекистана.
Центральной темой переговоров Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и премьер-министра Японии Синдзо Абэ стало экономическое сотрудничество. Лидеры Казахстана и Японии подписали совместное заявление об углублении и расширении стратегического партнерства между двумя странами, совместное заявление президента Казахстана и премьер-министра Японии о всестороннем запрете ядерных испытаний; протокол о сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Премьер-министр Синдзо Абэ подтвердил готовность Японии к строительству в Казахстане первой атомной электростанции и подготовке специалистов в сфере атомной энергетики. Казахстан и Япония договорились рассмотреть возможность реализации совместных проектов по переработке редкоземельных металлов в Казахстане. В ходе казахстанско-японского бизнес-форума компаниями обеих стран было подписано более 10 документов.
В Ашхабаде в ходе переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым был подписан контракт на 18 млрд. долларов. Глава японского кабинета министров назвал ашхабадские договоренности «большим бизнес-шансом» для японских компаний.
Важным событием стало заключение соглашения между корпорациями Mitsubishi, Chiyoda, Sojits, Itochu и JGC и государственным концерном «Туркменгаз» об обустройстве части месторождения «Галкыныш», откуда возьмет начало газопровод Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ). Таким образом, Япония включилась в реализацию проекта ТАПИ, а также нанесла удар по интересам Китая, который рассчитывал на особенные, чуть ли не на монопольные позиции в разработке месторождения «Галкыныш».
На этом фоне итоги визита Синдзо Абэ в Душанбе и Бишкек выглядят весьма скромно, возможные причины – уровень экономического развития стран и их вовлеченность в развитии интеграции с Россией. И, тем, не менее, визит оказался весьма важным для данных стран и самой Японии. Необходимо отметить, что до этого ни один японский лидер никогда не посещал ни Кыргызстан ни Таджикистан,
В Кыргызстане были подписаны следующие документы: совместное заявление; обменные ноты между правительствами и грантовое соглашение по проекту «Улучшение автомобильных дорог международного значения»; обменные ноты и грантовое соглашение по проекту «Улучшение оборудования Международного аэропорта «Манас»; обменные ноты по непроектной грантовой помощи правительства Японии малому и среднему бизнесу; заявления о сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; меморандум о взаимопонимании между Айыл-Банком и японской машиностроительной корпорацией IHI Star; меморандум между Министерством сельского хозяйства и мелиорации Кыргызстана и японской корпорацией IHI Star.
Согласно подписанным в Кыргызстане документам, правительство Японии профинансирует модернизацию международного аэропорта «Манас» и выделит кредит в $107 млн. на реконструкцию автодороги Ош-Баткен-Исфана.
По итогам переговоров японского премьера Синдзо Абэ и президента Таджкикистана Эмомали Рахмона были подписаны такие документы, как: совместное заявление о партнерстве между Таджикистаном и Японией; соглашения по проекту «Восстановление системы питьевой воды в районе Пяндж Хатлонской области» (2-я фаза); меморандум об экономическом и научно-техническом сотрудничестве; заявление об обмене информацией в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; два соглашения по проекту улучшения методов управления борьбы с саранчой и, соглашение о сотрудничестве и научном обмене между Таджикским институтом языков и Университетом Тцукуба Японии. Также Таджикистан получит от Японии безвозмездную помощь на сумму 7,4 млн. долл., которые будут направлены на развитие сельского хозяйства и инфраструктуры.
Таким образом, Япония начинает активно действовать в регионе, в частности Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, обладая серьезными запасами углеводородов, занимая интересные позиции в геополитической структуре региона, стали привлекать повышенное внимание Японии. Для Японии важно также и политическое присутствие в Центральной Азии.
Многие японские СМИ писали, что целью визита Синдзо Абэ в Центральную Азию являлось, во-первых, укрепление отношений с богатыми природными ресурсами странами ЦА, во-вторых, сдерживание сильного влияния Китая.
Данные цели совпадают с интересами США, и поэтому визит японского премьера Синдзо Абэ и американского госсекретаря США Джона Керри в Центральную Азию можно рассматривать как общий новый «американо-японский заход» в регион, как новый этап противостояния российским интеграционным инициативам и китайским экономическим проектам.
Центральноазиатское турне японского премьер-министра Японии, равно как и госсекретаря США – первое событие такого уровня в истории взаимоотношений Японии и стран региона, США и стран региона. Учитывая прогресс в деле создания Транстихоокеанского партнерства и то, что Синдзо Абэ до поездки в Центральную Азию посетил Монголию, и активно лоббировал проект ТАПИ, можно предположить, что США (с помощью Японии) актуализируют проект Большой Центральной Азии, и попытаются противостоять интеграционным проектам России и Китая.
Директор ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко
Комментарии