Екатеринбург пережил третью ночь противостояния между тысячами защитников и противников строительства храма святой Екатерины у Театра драмы в центре города на месте сквера.
Жертв нет, есть пострадавшие по обе стороны баррикад. Есть и арестованные - если в первый день это было несколько человек, во второй день - более 20 человек, то в третью ночь «приняли» уже 70 екатеринбуржцев. Правоохранительные органы вели себя уже активно. К административной ответственности привлекли на утро 16 мая в общей сложности 98 человек.
« За совершение различных административных правонарушений задержано 70 человек, из них трое несовершеннолетние ( в ночь на 16 мая, авт.). В 2:30 участники акции разошлись. Для обеспечения общественного порядка задействовалось 304 сотрудника полиции и коллеги из Росгвардии», - рассказал представителям СМИ в четверг, 16 мая, пресс-секретарь ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых.
По его словам, призывы к акциям протеста и выход на них незаконны. И гражданам РФ не следует поддаваться на провокации.
«В связи с тем, что в социальных сетях по-прежнему имеют место быть призывы к продолжению протестной акции и к иным нарушениям действующего законодательства, ГУ МВД России по Свердловской области призывает граждан не поддаваться на провокации и не принимать участие в незаконных мероприятиях. Каждому противоправному факту будет дана правовая оценка», - заключил он.
Меж тем подготовительные работы к возведению сооружения продолжаются – несмотря на протесты.
Отметим, что споры между общественностью и РПЦ относительно распоряжения городскими территориями, идут не только в Свердловской области. Не минула эта участь и Москву. Например, в 2015-2016 годах жителей СВАО возмутило намерение церкви возвести храм в парке «Торфянка» ( он же «Парк на Изумрудной улице») . После акций протеста, обоюдных обвинений и тяжб в 2018 году Департамент городского имущества города Москвы отправил в адрес РПЦ проект соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования на земельный участок в парке «Торфянка», предоставив взамен два земельных участка, не затрагивающих «зеленые легкие». В Южном Тушине в 2016 году вдоль Химкинского водохранилища деревья в парке заменила стройка нового храмового комплекса. Он должен стать дополнением к уже существующим в парке деревянной церкви Иоанна Богослова и воскресной школе ( к слову, в 2018 году церковь из дерева подожгли, задержанный по обвинению в поджоге – один из противников застройки парка). А в начале 2019 года стало известно о планах возведения храма на месте парка имени Святослава Федорова, где отдыхают жители районов Бескудниковский и Восточное Дегунино. Парк был благоустроен и открыт мэром города Сергеем Собяниным в 2018 году, на его организацию ушли более 500 млн рублей, но в начале 2019 года стало известно, что на его территории появится новый храм, который для района станет...седьмым. Решение о строительстве религиозного сооружения в центре парка еще висит в воздухе, територия под его возведение не огораживается, и пока местные жители надеются, что власти их услышат. И, как и уральцы, выходят на акции протеста и митинги.
Ряд конфликтов общества и РПЦ последних лет связан и со стремлением церкви обрести контроль над территориями, связанными с историческим и культурным наследием. Например, Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник в Ростовской области в 2015 году столкнулся с притязаниями РПЦ на четыре здания. Министерство имущества Ростовской области указало музею их передать, однако руководство культурного учреждения отказалось это делать и опротестовало решение. Верховный суд РФ оказался на стороне музейщиков в 2017 году. Но осенью 2018 года, музей все же вынужден был проститься с частью собственности. Ростовской епархии достался келейный корпус, который до революции был частью Старочеркасского Ефремовского женского монастыря. Правда, с 1996 года келейный корпус находился на территории, безвозмездно переданной Свято-Донскому Старочеркасскому мужскому монастырю, однако формально находился на балансе музея – хотя никто из его служителей и не мог попасть на эту территорию. А в Оренбурге представители Оренбургской духовной семинарии уже несколько лет претендуют на здание, в котором до революции 1917 года была размещена семинария. В советское время здание делили летное училище, которое закончил первооткрыватель космоса Юрий Гагарин, и кадетский корпус. Сейчас здание частично принадлежит местной епархии, остальную его часть занимает уникальнейший Музей космонавтики и авиации, открытый в 1960 году, учатся в здании и будущие авиаторы – кадеты. Музей предлагается переселить в пригород Оренбурга, куда девать кадетов - неясно. Базой для претензий на музейную и муниципальную собственность выступает нередко федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», принятый в 2010 году, и еще несколько документов.
Комментарии