В Бишкеке в Национальном центре онкологии и гематологии состоялась презентация исследования «Проблемы организации и доступности паллиативной помощи населению в КР: право, которым нельзя воспользоваться». Анализ паллиативной помощи , улучшающей качество жизни пациентов с опасными для жизни заболеваниями и их семей путем раннего выявления, оценки и лечения боли и решения вопросов психосоциального и духовного характера, был проведен впервые за время независимости республики и является весьма ценным для улучшения сферы оказания медицинских услуг населению.
Первые законодательные основы для оказания паллиативной помощи были заложены в 2012 году. Работа в этом направлении на уровне внебольничном, на дому активно началась с 2013 года, и сейчас в КР в Бишкеке и Оше действует 3 проекта для взрослых ( благодаря программе «Общественное здравоохранение» Фонда «Сорос-Кыргызстан») и один детский хоспис в Бишкеке благодаря инициативе ОБФ «Помогать легко». Чтобы выявить, в чем следует исправить или дополнить работу по услуге паллиативной помощи и программе, и государству, Лола Асаналиева, доктор медицинских наук, председатель правления ОО «Открытое медицинское сообщество», и руководитель проекта «Оказание паллиативной помощи на дому», исследовала ситуацию в течение полугода в Ошской, Иссык-Кульской и Чуйской областях при поддержке Фонда. Поводом к исследованию стали изменения в законодательстве КР, с 2016 года закрепившие обозначение «паллиативная помощь» и обязавшие государство оказывать ее. Однако закон, как и многие его собратья в медицинской сфере, не работает на практике. Подавляющее число киргизстанцев просто не могут им воспользоваться. И сил программы доноров на них не хватит. Так, в среднем по республике в паллиативной помощи нуждается 20 тысяч пациентов в год – это не только те, у кого онкологические заболевания в последней стадии, но и те, у кого тяжелое состояние – например, «сердечники» или больные туберкулезом, ВИЧ в стадии СПИД, неврологическими заболеваниями. Но за прошедший 2016 год она была оказана всего лишь 876 онкологическим пациентам в стационаре и 230 пациентам на дому. Хотя, исходя из медицинских данных, только в день она должна была оказываться 3 300 киргизстанцам, 570 из которых имеют онкологические заболевания. Причиной тому целый комплекс проблем. Во-первых, в республике всего два стационара для данного вида помощи – на 25 мест в Бишкеке и на 5 мест в Оше, сюда же можно отнести кеминские 60 стационарных коек, предназначенных только для больных туберкулезом. Для находящихся там пациентов существует временное ограничение, да и обходится каждый из них недешево: в Бишкеке прямые и непрямые расходы на него составляют порядка 15 тысяч сомов в месяц (от зарплаты для персонала и уплаты комуслуг до проведения ряда исследований), в Оше – порядка 17 тысяч сомов. Во-вторых, даже находясь в стационаре, пациенты не могут рассчитывать на всю необходимую помощь. Так, сделать правильную оценку болевого синдрома могут только 40% медработников по стране, кроме того, действующее законодательство КР значительно ограничивает доступ пациентов к опиоидным анальгетикам ( морфину), обеспечивая ограничение в дозе до 3 000 мг, иными словами, их не всегда достаточно, чтобы купировать боли…
В качестве выхода из положения Асаналиева предлагает сделать упор на развитие в КР паллиативной помощи на дому. В качестве аргументов она приводит материальную составляющую для государства: помощь одному пациенту будет обходиться при этом подходе в 3, 9 раза дешевле в Бишкеке и в 2,8 раз – в Оше. Немаловажна и психологическая составляющая: домашняя обстановка и окружение полезнее пациенту, чем стены больницы и казенный распорядок дня. Пока же в КР над оказанием помощи на дому работают только мультидисциплинарные бригады, созданные при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». В среднем 1 курс посещения состоит из 45 визитов, обходящихся примерно в 19 665 сомов для Фонда, самим же пациентам и им семьям ничего платить не нужно.
Однако в ближайшее время ситуация может измениться в лучшую сторону.
- По статистике, 20 тысяч человек ежегодно нуждаются в паллиативной помощи – это огромная армия больных. Лечение уже пройдено, и они хотят качественно дожить отмеренные им дни, с человеческих условиях с надлежащим уходом из жизни без страданий, в окружении родных и близких. Поэтому специалисты и говорят о том, что паллиативная помощь на дому гораздо лучше для пациента, - рассказал News-Asia Эрнис Тилеков, главврач НЦОиГ. – Да и для государства этот подход был бы выгоден – хотел бы сказать, как онколог. Мы должны ликвидировать разрыв между тем количеством больных, которые нуждаются в паллиативной помощи, и теми, кто ее получает, для начала в соотношении хотя бы 50 на 50.Поэтому я считаю, что паллиативная помощь на дому должна развиваться: сейчас она у нас очень слаба. Остается и вопрос по подготовке специалистов, способных ее оказать, однако, насколько мне известно, по поручению министра Талантбека Батыралиева с этого года на кафедре семейной медицины должна была открыться подготовка специалистов по оказанию паллиативной помощи. Они смогут говорить о диагнозе с пациентами и их родственниками, обучат их всему, что необходимо. А после того, как пациент уйдет, помогут психологически это пережить и решить ряд социальных вопросов.
Пока же пациенты, которым нужна паллиативная помощь, могут рассчитывать на краткий срок пребывания в стационаре. Он уже не похож на мрачное здание с низкими потолками и серыми коридорами, что было до ремонта. Сейчас в обновленном здании НЦОиГ под стационар для больных, нуждающихся в паллиативной помощи, выделено 10 палат на 25 койкомест. На входе – автомат с бахилами, а за бронированной дверью – светлый теплый коридор, в который выходят двери палат, рассчитанных на 2-3 человека. В каждой из них – свои туалет и ванная, так же в стационаре есть кухня и все необходимое для того, чтобы получить необходимые препараты и чувствовать себя комфортно, как дома. Почти как дома. Однако через положенный срок место придется освободить, и тогда на очереди для бишкекчан – обращение на горячую линию проекта «Оказание паллиативной помощи на дому». Сейчас на проекте работает четверо – врач и три медсестры, на их попечении более 70 человек.
- Далеко не все пациенты сразу доверяют – многие не знают о том, что такая помощь возможна, многих настораживает, что она бесплатная. Но через несколько сеансов они отмечают улучшение в своем состоянии, начинают благодарить, - делится с News-Asia Салтанат Мамбетова, врач-онколог проекта в Бишкеке. – Я сама работаю не так давно – 4 года после ординатуры, и все это время на паллиативной терапии. За это время не было мыслей об уходе – я вижу, что я помогаю людям реально. Да, это иногда бывает тяжело - когда пациентам не хватает морфина, выделяемого государством, но в остальном моя работа мне нравится. В ней много удивительного: бывают случаи, когда, например, пациентке остается жить месяц, а опухоль вдруг перестает расти, и она живет несколько лет, или когда ошибаются и ставят неверный диагноз, и пациент быстро идет на поправку…Интересно наблюдать за такими случаями и набираться опыта! Но есть и случаи, когда я не могу помочь. Тогда успокаиваю себя, что врачи не боги, и все, что могла, я сделала – остальное не в наших силах. Все хотят сидеть в кабинетах и грести деньги лопатой, мне же нравится приносить людям реальную пользу!
Фото автора
Комментарии