суббота, 28 декабря 2024
«Один пояс – один путь» Китая  стал долговой ловушкой для Африки

Народный репортер

Напишите нам

/ ЭкономикаRSS

«Один пояс – один путь» Китая  стал долговой ловушкой для Африки

«Один пояс – один путь» Китая стал долговой ловушкой для Африки

21 января 2022 09:42    Просмотров: 21647

Алия Садыкова, © News-Asia

По мере того, как многомиллиардная инициатива «Один пояс – один путь» набирает обороты в Африке благодаря множеству крупных инфраструктурных проектов, все больше критики звучит в адрес кредиторов от увязающих в долгах африканских стран. По данным словенского «Portal Plus», общий долг африканских стран перед Китаем составляет 145 млрд долларов США. Из них долги, подлежащие погашению в этом году, составляют 8 млрд долларов США.

Как отмечает издание, инфраструктурные проекты, финансируемые китайскими банками, привели к тому, что несколько африканских стран попали в долговую ловушку Китая. Так, еще к 2018 году вклад Китая в Африку составил около 28 %, сейчас эта цифра выше. В долгах у Китая не менее 18 африканских стран. Появляющиеся местные новостные сообщения из Африки свидетельствуют о том, что Китай собирался взять контроль над Энтеббе, единственным международным аэропортом в Уганде, после того, как правительство Уганды не смогло выплатить кредиты Пекину. Восточноафриканская страна, по сообщениям СМИ, когда-то заняла 200 млн долларов США у китайского Эксимбанка. Но усилия Уганды по пересмотру соглашения провалились, несмотря на то, что делегация Уганды, состоящая из министерств труда, иностранных дел и финансов и возглавляемая послом Уганды в Китае доктором Криспусом Киенгой, не выполнила свою миссию по пересмотру соглашения. Парламентское расследование, проведенное под председательством законодателя Уганды Джоэла Ссеньойи, по поводу сделки пришло к выводу, что часть положений контракта была «несправедливой», «дискриминационной»  и могла быть использована Китаем для установления контроля над аэропортом умышленно. Расследование также показало, что кредитное соглашение разрешает кредитору влиять на ситуацию в годовом бюджете аэропорта. Отдельно угандийские СМИ указали на токсичные положения в кредитном соглашении, подчеркнув, что неблагоприятные положения не были изменены, что подвергнет суверенные активы конфискации и захвату в случае арбитража, вызванного Пекином. Соглашение также уполномочивало Эксимбанк Китая проверять как Управление гражданской авиации Уганды, так и правительственные бухгалтерские книги, что явно подрывает суверенитет Уганды.

Хотя Китай утверждает, что придерживается политики невмешательства во внутренние дела, отстаивая суверенитет государств, на практике в данном случае он нарушил государственный суверенитет. Уганда – не единственный подобный случай. Несколько африканских стран, таких как Демократическая Республика Конго (ДРК), Сьерра-Леоне, Гана и Кения, опасаясь потери своих национальных активов, начали отменять или проверять китайские проекты и связанные с ними сделки. В этих странах широко распространено мнение о том, что условия коммерческих займов были разработаны в соответствии с интересами Китая. Недавно президент ДРК Феликс Чисекеди призвал пересмотреть контракты на добычу полезных ископаемых, подписанные с Китаем в 2008 году, а также выступил против эксплуататорских тенденций Китая.

Присматриваясь к природным ресурсам африканских стран, с 2010 года китайские финансовые учреждения ежегодно финансируют в среднем 70 проектов в Африке со средней стоимостью 180 млн долларов США. Финансирование инфраструктуры, гарантирующей ресурсы, было сосредоточено на африканских государствах, богатых полезными ископаемыми и углеводородами, включая Замбию, Кению, Нигерию, Гану, Анголу, Алжир, Мозамбик, Египет, Судан, Южную Африку и Танзанию. Вопиющая эксплуатация этих ресурсов была отражена еще в 2015 году, когда Reuters сообщило о широко распространенном недовольстве в Анголе выплатой кредитов Китаю за счет нефти, в результате чего у нее осталось мало сырой нефти для экспорта. Многие другие африканские страны, такие как Кения, которой Китай предоставил кредиты на миллиарды долларов в рамках своей инициативы Один пояс – один путь»  находятся на грани потери своих национальных активов.  Китаю принадлежит около 72% внешнего долга Кении. И существуют опасения, что Китай может захватить порт Момбаса, если страна объявит дефолт по кредиту в размере 3,2 млрд долларов США. Аналогичным образом, существует также риск захвата Пекином контроля в случае дефолта по кредитам, предоставленным для финансирования убыточной железной дороги стандартной колеи, которая соединяет Найроби с Момбасой. Джибути, страна с населением 1 млн человек – еще один пример долговой дипломатии Китая. Ее долг перед Китаем вырос до более чем 70 % ВВП. Инфраструктурные проекты, финансируемые китайскими банками, приводят к тому, что Джибути попадает в долговую ловушку Китая, что позволит им усилить свое влияние в стране, как это было сделано ранее, когда Китай создал там свой военный объект в виде военно-морской базы.

За последнее десятилетие долг Нигерии перед Китаем вырос на 136%, с 1,4 млрд долларов США до 3,3 млрд долларов США, и в 2020 году стране пришлось выложить 195 млн долларов США в качестве погашения долга перед Китаем. В августе 2020 года федеральные законодатели Нигерии даже опасались, что страна может отказаться от своего суверенитета в случае неплатежа по кредиту в размере 400 миллионов долларов США, предоставленному Китаем для реализации второй фазы проекта по укреплению инфраструктуры Нигерии и ее коммуникаций, подписанного в 2018 году. При этом «Portal Plus» констатирует, что такая ситуация не только в Африке, система используется Китаем и в других странах, например, в Центральной Азии и Большой Азии.

«Политика "долговой ловушки" Китая используется глобально. Мадагаскар, Мальдивы и Таджикистан являются странами, страдающими от китайских долгов. Пакистан, "всепогодный друг" Китая, остается еще одним примером, который, согласно недавнему отчету Всемирного банка, теперь занимает свое место в 10 крупнейших заемщиках мира. Пакистан задолжал большую часть своего долга Китаю. Проект Китайско-Пакистанского экономического коридора, целью которого является соединение порта Гвадар в пакистанском Белуджистане с китайской провинцией Синьцзян, является флагманским проектом ОПОП Китая. Различные аналитики утверждают, что Китай использует дипломатию "долговой ловушки", чтобы получить доступ к стратегическим активам в Пакистане. Инфраструктурные проекты, финансируемые китайскими банками, приводят к тому, что африканские страны попадают в долговую ловушку Китая, позволяя последнему усилить свое влияние на континенте.

Под международным давлением Китай может не рассмотреть возможность использования своих принудительных методов для возврата суммы кредита, как это было в случае со Шри-Ланкой. Но несомненно, что китайские инвесторы заставят правительства отступить, чтобы заключить сделки на своих условиях.  Учитывая масштабы кредитования Китая и институциональные недостатки малых развивающихся стран, проекты ОПОП представляют серьезные риски для структуры долга и суверенитета этих государств. Политика сотрудничества Китая с развивающимися странами как равноправного партнерства, в лучшем случае, кажется миражом, в то время как реальность выглядит совсем не такой беспроигрышной, как о ней говорят», – отмечает автор материала, Валерио Фабри.

Фото на превью: www.portalplus.si

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

02 сентября 2024 16:32

Восточный экономический форум-2024. Остров оптимизма в океане бурь

Россия готовится к проведению одного из двух крупных и самых известных своих международных форумов – Восточного экономического форума.

31 августа 2024 13:45

ВЭФ-2024: Кыргызстан демонстрирует свой экономический потенциал

С 3 по 6 сентября 2024 года во Владивостоке пройдет Восточный экономический форум (ВЭФ), ключевое событие для российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В форуме примут участие представители руководства и крупного бизнеса из более чем 60 стран.

Обзоры

 Елена Короткова 

ИНВЕСТОР, КЕТСИН!

В Нарынской области Кыргызстана митингующие добились закрытия строящегося кыргызско-китайского индустриально-торгово-логистического центра

 Елена Короткова 

«ЩИТ И МЕЧ» ДЛЯ БИЗНЕСА

Почему первый кыргызский бизнес-омбудсмен еще не начал свою работу?

 Елена Короткова 

УРАНУ – НЕ «УРА»

Кыргызстанцы выступают против разработки урана в Нарынской и Иссык-Кульской областях

О стране