четверг, 26 декабря 2024
«Ыт» и другие: В России завершился международный фестиваль этнического и регионального кино

Народный репортер

Напишите нам

/ РепортажRSS

В России завершился международный фестиваль этнического и регионального кино

В России завершился международный фестиваль этнического и регионального кино

10 июня 2022 09:15    Просмотров: 22211

Елена Короткова, © News-Asia

В Чувашии завершился пятнадцатый Чебоксарский международный кинофестиваль, посвященный этническому и региональному кино. В 2022 году на ЧМКФ в конкурсной программе игрового и этнического и регионального кино показали киноленты из 11 стран мира: от России, США и Индии до Центральной Азии.

Гран-при «Анне» за «Лучший фильм» достался картине «Ыт» Степана Бурнашева и Дмитрия Давыдова из Якутии о жизни в глубинке, рассказанной в семи историях. Приз «Анне» «Лучшая режиссура» достался фильму «Невидимый мир» («La naissance des arbres») Лауры Вандель (Бельгия), а приз «Анне» за «Лучший сценарий» – «Дороге в Эдем» («Акыркы коч») режиссеров Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу из Кыргызстана.

Приз «Анне» за «Лучшее художественное воплощение» вручили фильму из Великобритании «Точка кипения» («Boiling Point») режиссера Фила Барантини. «Лучшим исполнением главной мужской роли» признали Владислава Комарова за его работу в «Совести» (режиссер Алексей Козлов, Россия), а приз «Анне» за «Лучшее исполнение главной женской роли» достался Марии Болтневой за роль в российском фильме «Капкан» Галины Уразовой.

Роуд-муви «Звезды мне укажут путь» (режиссер Филипп Абрютин, Россия) получил сразу две награды: приз «Анне» за «Актерский ансамбль» и «Специальный диплом жюри прессы».

«Специальный диплом жюри за поддержку жанрового кино» вручили фильму «Синдром» (режиссер Вячеслав Руденко, Россия), а диплом «Приз зрительских симпатий» в конкурсе игрового кино присудили фильму «Однажды в кино» ( «Last film show») режиссера Пана Налина (Индия, Франция, США)

Аяз Салаев, председатель жюри игрового кино, высоко оценил работы, представленные на конкурс в этой категории.

«Итог фестиваля – кино не умирает, кино существует! Были фильмы, которые меня лично впечатлили, но решение жюри было единодушным», – сказал он News-Asia после завершения фестиваля. – «Меня впечатлило то, что я читал в соцсетях и слышал о феномене якутского кино. И это действительно феномен! Малые народы начинают осознавать себя с помощью кинематографа, смотреть на себя, как на зеркало».

При этом на ЧМКФ-2022 большинство лауреатов фестиваля – достаточно молоды. И дело не в девизе «Дорогу молодым!», который распространяется и на киноискусство: новому поколению режиссеров есть что показать миру.  

«В искусстве нет понятия "молодой" или "старый" – есть искусство и есть не искусство.  Перекрывать дорогу молодым режиссерам – неправильно. Но и им говорить: "Мы молодые режиссеры, и нам надо открыть дорогу" – тоже неправильно! Мне, например, никто никогда ничего не открывал. Надо что-то из себя представлять. Нельзя делить в искусстве на "молодых" и "старых": режиссер умирает на съемочной площадке – если он режиссер. "Старых" в искусстве не бывает», – заключил Салаев.

В категории этнического и регионального кино гран-при «Анне» достался фильму «Последний» («Sonuncu») режиссера Фариза Ахмедова из Азербайджана. Приз «Анне» за «Лучший документальный фильм» отошел к фильму «Всплеск песни» («A Burst of Song») из Италии (режиссер Лия Бельтрами).

Приз «Анне» за «Лучшую режиссуру» в этой категории вручили фильму «Соучастник» (режиссер Марат Никитин, Чувашская Республика, Россия), за «Лучший сценарий» – фильму «Солаан» (сценарист и режиссер Виталий Петров, Республика Тыва, Россия). Приз «Анне» в категории «Лучшая операторская работа» получил Рафаэль Сарваев за фильм «Двое видели козу» (режиссер Андрей Носков, Республика Башкортостан, Россия). А приз «Анне» за «Лучший актерский ансамбль» присудили фильму «Sugar crush» (режиссер Аида Тебинян, Иран).

Еще несколько работ в этой категории были отмечены особо. Диплом «Специальное упоминание жюри» получил фильм «Ты здесь» (режиссер Орхан Абулов, Россия). «Специальный диплом жюри» получили фильмы «Мое черное сердце» (режиссер Гаруш Казарян, Армения) и «Онаен» (режиссер Андрей Огородников, Республика Марий Эл, Россия). «Приз зрительских симпатий» в конкурсе этнического и регионального кино достался фильму «Дьулуур: мас-рестлинг» (режиссер Валентин Макаров, Якутия, Россия).

Под знаком классиков

Отличительная черта ЧМКФ-2022 в том, что фестиваль не только отмечает и открывает киноимена, но и говорит о тех, кто внес вклад в развитие киноиндустрии до них. В 2022 году оргкомитет отдал дань уважения двум мэтрам, связанным с развитием и советского, и российского, и мирового кино в целом – кинорежиссеру Андрею Тарковскому и композитору Эдуарду Артемьеву. В 2022 году советскому кинорежиссеру с мировой известностью исполнилось бы 90 лет, Артемьев же будет отмечать 85-летний юбилей.

В их честь в Чебоксарах провели специальный показ знаменитой научно-фантастической драмы «Солярис», созданной Тарковским по роману Станислава Лема. «Солярис» входит не только в фонд классики советского кинематографа, но и в фонд классики мирового кинематографа, у него множество наград. В частности, в 1972 году он участвовал в Каннском кинофестивале и стал обладателем специального гран-при жюри и приза Международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Композитором «Соляриса» был Эдуард Артемьев, этот фильм был первым его опытом сотрудничества с Тарковским. И весьма успешным: позже режиссер и композитор вместе работали над созданием «Зеркала» и «Сталкера», укрепивших мировую известность Тарковского.

«Звуки в «Солярисе» имели особое значение – важно, чтобы это был не просто набор звуков леса, воды, ветра, а чтобы они были как-то одухотворены. Я начал этим заниматься, но долго не получалось – никакого одухотворения не происходило. Тишина синхронизировалась с кадром. Он [Андрей Тарковский] меня просил начать работу с самого начала съемок – обычно композитор приступает работе в конце съемочного периода, запись музыки к фильму идет самой последней. Здесь же мне присылали готовый материал прямо со съемок, я вдохновлялся и принимал какие-то решения. Сначала были трудности, казалось, это невозможно, но потом я понял, что для того, чтобы внести эту ноту одухотворенности, нужен оркестр, живой оркестр, у которого есть душа, который сможет передать шумы, окружающие нас. Мысль о смешении пришла не сразу, и была счастливой [в фильме звучат электронная музыка, оркестр, и звуки природы – прим.авт.]. И ему, и мне показалось, что цель была достигнута», – рассказал Артемьев зрителям «Соляриса» перед началом показа.

Позже в Чувашской государственной филармонии состоялся юбилейный творческий вечер Эдуарда Артемьева. Артемьев – автор музыки к более чем 150 фильмам, не только советским, но и российским, европейским, голливудским, и его мелодии пришли услышать зрители всех возрастов и поколений.

Творческий вечер транслировался на портале «Культура.РФ» для всех желающих, композиции Артемьева звучали в исполнении Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством народного артиста России Мориса Яклашкина. По итогам ЧМКФ-2022 Эдуард Артемьев получил специальный приз фестиваля от главы Чувашской Республики «За вклад в киноискусство».

Об истории и культуре

В программу фестиваля включили и внеконкурсные спецпоказы, отражающие самые разные вопросы и темы. Туда вошел документальный фильм «Интеллектуальное искусство» Виктора Чугарова, художественный фильм «Кинори пек» («Как в кино») Виктора Петрова.

Галина Евтушенко представила свой документальный фильм «Спасибо, фотограф армейский!», историю фотокорреспондента Ольги Ландер, которая работала на фронтах Великой Отечественной войны. Так же на закрытом показе можно было увидеть документальные фильмы Андрея Медведева «Донбасс» и «Память» Максима Мищенко. Представлен был на спецпоказах и документальный фильм Артема Чубукова «Сурский рубеж»  – о событиях и героях строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей в ходе Великой Отечественной войны. «Догмат» Януша Адама рассказывал о нелегких вопросах выбора в вере и в жизни, а кыргызская картина «Ночная авария» («Тунку кырсык») Темира Бирназарова – о трансформации человека под влиянием обстоятельств и любви.

Кроме того, зрители ЧМКФ-2022 смогли на большом экране увидеть отреставрированный фильм киностудии «Мосфильм» «Илья Муромец» режиссера Александра Птушко. Первый советский широкоэкранный художественный фильм заиграл новыми красками и звуками после реставрации, и произвел большое впечатление и на взрослых, и на детей.     

Фото: пресс-служба ЧМКФ-2022

Я рекомендую 3 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

21 июля 2024 09:56

Кыргызстанцы и россияне вместе помогли жителям ЛНР

Активисты двух стран отправили детям с гуманитарным караваном самое необходимое для учёбы и развития, и немного сладостей: «Молимся, чтобы народ вернулся к мирной жизни».

23 июня 2024 14:40

В Таджикистане прошла патриотическая акция «Свеча памяти»

Военнослужащие 201-й российской военной базы, дислоцированной в Таджикистане, вместе с юнармейцами приняли участие в патриотической акции «Свеча памяти», приуроченной к 83-ей годовщине начала Великой Отечественной войны.

Обзоры

 Артём Хегай 

«НАЛЕТАЙ,ТОРОПИСЬ,ПОКУПАЙ ЖИВОПиСЬ»...

По ту сторону бишкекского торгового лотка

 Елена Короткова 

ВЫБОР НАРОДА

Лучших деятелей бизнеса, менеджмента и культуры наградили в Кыргызстане

 Кристина Убайдуллаева 

ВРЕМЯ МУЛЬТИКОВ

В Бишкеке состоялся первый в КР фестиваль мультфильмов «CartoonCon KG»

О стране