суббота, 23 ноября 2024
Грядущая цифровизация ЕАЭС повысит уровень доверия между странами - участницами  объединения

Народный репортер

Напишите нам

Россия / Актуальная темаRSS

Страны ЕАЭС переходят на «цифру», чтобы стать ближе  друг другу и свободнее экономически

Страны ЕАЭС переходят на «цифру», чтобы стать ближе друг другу и свободнее экономически

07 марта 2018 11:42    Просмотров: 17274

Елена Короткова, © News-Asia

В странах ЕАЭС начинается постепенный  переход к цифровизации, объявленной Российской Федерацией, как председателем объединения в 2018 году,  в качестве приоритетного направления.  Стратегические документы по этому поводу уже подписываются, они призваны, в частности, создать национальные системы прослеживаемости по каждой из стран в различных сферах, а в будущем – цифровые экосистемы для рынков и отраслей ЕАЭС.

Цифровая повестка до 2025 года для объединения была принята в октябре 2017 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета глав государств-членов ЕАЭС. Предполагалось, что за семь лет до 2025 года система пройдет несколько этапов. В первые два года  должно было проводиться  моделирование процессов цифровой трансформации, проработка первых инициатив и запуск стартовых проектов. Затем начаться реализация новых проектов на основе механизмов и норм, которые будут отработаны на первом этапе. На третьем этапе планировалось начать переход к комплексной трансформации отраслей и рынков в союзе через развитие цифровых экосистем, которые будут создаваться бизнесом стран-участниц ЕАЭС. Так же на заседании президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил посвятить цифровизации объединения встречу глав правительств или президентов стран ЕАЭС. Встреча состоялась в начале февраля 2018 года  в виде международного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации» в Алматы, помимо представителей стран - участниц  в форуме приняли участие  официальные делегации Азербайджана и Таджикистана, а также представители ряда крупнейших международных IT-компаний.

- Мы считаем, что цифровая повестка  должна быть сквозной темой для всего нашего взаимодействия. Цифровизация ускорит наше движение к единому безбарьерному рынку, обеспечит свободу перемещения капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг. С ее помощью активнее будет развиваться наше инвестиционное сотрудничество, промышленная кооперация, - отметил премьер РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении. -  Цифровая повестка станет неотъемлемым условием, сквозной темой нашего взаимодействия. Будем развивать ее повсеместно. Выиграет в этой гонке тот, кто предложит надежный, необременительный и прозрачный режим регулирования. Нужен будет выработать такой правовой инструментарий, который позволит обрабатывать, анализировать массивы обезличенных данных в масштабах всей нашей пятерки. При этом, конечно, на повестку дня выходит и вопрос информационной безопасности, сохранения данных – личных, коммерческих, государственных.

Опыт в безопасной  работе с данными при цифровизации есть уже как у самой России, так и у Казахстана. Там уже  10 лет занимаются переводом в электронный формат госуслуг, и к 2018 году казахстанцы могут получить в онлайне, в частности, через портал «Электронного правительства», более 700 услуг, и более 80 из них – через специально разработанные мобильные приложения.  В ближайшее время Казахстан планирует в ближайшее время перейти на 80% охват электронными услугами всего населения.  Однако на пространстве ЕАЭС, по мнению премьера Бакытжана Сагинтаева, требуется единый киберщит для всех стран, что переходят на цифровизацию. О единстве в плане перехода на электронный формат говорили и делегаты Белоруссии, премьер-министр которой Андрей Кобяков предложил разработать общую программу цифровой трансформации союза, чтобы все государства проходили каждый из этапов создания единой цифровой системы в одно и то же время с конкретными мероприятиями и сроками их реализации.  Для этого были предложены определенные шаги.

- Первое – нам необходима  интеграция цифровой инфраструктуры стран ЕврАзЭС, которая предполагает не только введение единых стандартов, но и общее управление физической инфраструктурой, формирование полноценных цифровых транспортных коридоров в направлении Восток - Запад, - сказал Кобяков. -  Второе - мы должны перейти от единой политики в цифровой сфере к единой стратегии стран участниц союза. Мы видим сейчас, что на практике наши страны имеют не только различную скорость, но иногда и различные направления преобразований. Это касается и вопросов развития цифровой экономики, и законодательства. Вместо объединения усилий мы в лучшем случае движемся параллельным курсом.

Пока же по итогам встречи единой стратегии окончательно не было выработано, и каждая страна объединения идет к цифровизации своим путем. Если более крупные участники ЕАЭС уже имеют опыт в этой области, то Киргизии и Армении его только предстоит наработать. Однако отстающие государства стремятся ликвидировать этот разрыв как можно скорее. Так, в Киргизии уже начали подготовку к включению в систему в будущем, в частности, в виде государственной программы «Таза коом» ( с киргизского «Чистое общество», прим.авт) , которая объединит в себе экономические, политические и  социально-бытовые операции. Она уже официально состыкована с цифровой повесткой ЕАЭС. По словам киргизского политолога, заместителя директора республиканского филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» Дениса Бердакова, сближение национальных систем регулирования крайне важно для стабильного функционирования союза.

 - Россия уже к 2024 году намеревается создать национальную систему прослеживаемости всех товарных потоков, использовав опыт функционирования национальных систем ЕГАИС (для алкогольной продукции) и Меркурий (для пищевой) и опыт работы единой системы прослеживаемости для меховых изделий, введенной несколько лет назад для всего ЕАЭС. Эти позитивные моменты должны перенимать и мы, - считает он. -  Цифровизация ЕАЭС -  процесс просто необходимый, поскольку он будет способствовать улучшению логистики, перемещению качественной продукции, собираемости налогов, снижению издержек для честного бизнеса, а также повышению уровня доверия между странами Евразийского экономического союза.

Однако для развития и реализации системы «Таза коом» требуются финансовые вливания, ресурсов для которых у КР может не хватить.

- Как и любая хорошая программа, данный проект нуждается в финансировании. По предварительным расчетам, чтобы «Таза коом» заработал, нужно около 1 миллиарда долларов. Из госбюджета на эти цели выделяется только 500 миллионов долларов. В этой связи нам необходимо искать внешние источники финансирования. Мы должны заинтересовать инвесторов, а для этого нам нужна политическая стабильность, работающие законы и нормативно-правовые акты, и не должно быть коррупции, -  говорит экс-министр экономики КР Арзыбек Кожошев.

Первые шаги «Таза коом» в Киргизии уже делает, в частности, уже подписаны соглашения по реализации части программы – проекта «Умный город»,  работает и Единый портал электронных госуслуг, который планируется развивать и совершенствовать. А вот в Армении работа по цифровизации только началась. В конце января 2018 года  на заседании Совета попечителей фонда «Цифровая Армения»  был презентован проект рамочного документа «Повестка цифровой трансформации Армении на 2018-2030 годы», созданный фондом совместно с Центром стратегических инициатив за полгода. И первые цифровые решения для населения на благо развития государства  там еще только предстоит создать.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

08 июня 2024 18:39

«Русский Давос». Что мир ждет от Петербургского международного экономического форума?

Одна из известных экономических истин - «рынки всегда следуют за политикой». Можно соглашаться или спорить с этим утверждением, но то, что общественная конфигурация всегда идет рука об руку с экономкой - факт очевидный. Где наиболее проявляется этот тезис? На крупных экономических форумах.

25 февраля 2024 10:35

Новая метрополия и её колонии. В чем ловушка сложившегося мироустройства?

Сколько существует человечество, столько существуют споры и о том, как устроен мир. И, если вам кажется, что в XXI веке такой разговор не актуален, то вы ошибаетесь сильнее других. Еще совсем недавно на планете существовало два центра силы - США и СССР, страны были разбиты на два лагеря - условно «капиталистический» и «социалистический». И все казалось предельно понятным, как минимум, на уровне идеи. Но ход времени неумолим.

Обзоры

 Андрей Русаков 

УРОКИ ГЕОГРАФИИ

2020 год стал не только високосным. Он, похоже, стал самым конфликтным на постсоветском пространстве за недавнее время.

 Владимир Банников 

ПОЛИТИКА, СМИ И РУССКИЙ МИР

Негативный образ РФ создают прежде всего сами российские СМИ изнутри, а всевозможные положительные вещи в ее образ привносят в медиапространство те русскоязычные издания, что находятся за рубежом

 Владимир Банников 

Плановая встреча

Кыргызстан стал последней страной в центральноазиатском турне Владимира Путина. до этого он посетил союзников по ОДКБ - Казахстан и Таджикистан.

О стране

Российская Федерация (Россия) - страна в восточной Европе и северной Азии. Россия – правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство.

В состав России входят 89 субъектов Федерации:

21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакассия, Чеченская, Чувашская.
1 автономная область: Еврейская.
10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
И 49 областей.

Столица – Москва.

Государственный строй

Россия — федеративная республика.
Глава государства: Президент, избираемый на основе всеобщих выборов на 4 года.
Глава правительства: Председатель правительства (премьер-министр.
Законодательная власть: двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума из 450 депутатов, избираемых на 4 года. А так же Совет Федерации из 178 членов, по 2 представителя от каждого субъекта Федерации).

Территория России составляет 17 075 400 кв. км.

Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации - русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка.

Денежная единица — рубль

Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная, жители многонациональной России исповедуют также ислам, католицизм, иудаизм, буддизм.