В Москве завершилась международная конференция «Терроризм и внутриполитические процессы в Афганистане. Переход от войны к политическим решениям в контексте региональной активности». Организатором конференции по вопросам безопасности в центральноазиатском регионе выступил Центр Льва Гумилева, в обсуждении вызовов и угроз для стран центральноазиатского региона, консолидации усилий стран региона в борьбе с терроризмом и наркоторговлей приняли участие ведущие эксперты-востоковеды из России, Афганистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Белоруссии и других стран.
Участники конференции обсудили плюсы и минусы монополизации власти в Афганистане, вероятные варианты развития сценария перехода к мирному процессу и эффективность работы региональных миротворческих площадок, в частности итоги ташкентской международной конференции «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». А так же оценили причины межэтнических противоречий как фактора воспроизводства нестабильности и усиления позиций экстремистских организаций в Афганистане. Павел Зарифуллин, директор Центра Льва Гумилева, в своем выступлении сделал акцент на том, что московская площадка для проведения консультаций по вопросам безопасности и перехода к мирному процессу в Афганистане, обладает рядом преимуществ.
- Несмотря на это, на очередном раунде «Кабульского процесса», Ашраф Гани призвал талибов к мирному процессу на беспрецедентных условиях, таких как, признание группировки политической партией, он не получил от антиправительственного движения однозначного ответа. Глава Высшего совета мира Афганистана Карим Халили заявил, что талибы не хотят начинать процесс мирных переговоров с правительством, и никогда не сдадутся. На Ташкентской конференции была принята декларация, ключевыми моментами которой стали положения о том, что переход к мирному процессу должен проходить силами самих афганцев, что декларирует и администрация Трампа, а вооруженная оппозиция признается легитимной политической силой. Однако, некоторые члены афганского парламента убеждены в том, что страны Центральной Азии исходят из своих локальных интересов и планируют использовать потенциал талибов в борьбе с ИГИЛ ( или же ДАИШ, МТО, запрещенная в РФ и ряде стран мира, прим.авт). Талибы ищут прямого диалога с США, однако США, продолжая вести войну в стране, настаивают на том, что конфликт правительства и талибов — это внутренний конфликт, и должен решаться самими афганцами. В этих условиях, Москва готова пригласить к конструктивному диалогу основных региональных аттракторов, таких как, например, Пакистан. Инициативы Москвы по проведению консультаций по вопросам безопасности в центральноазиатском регионе поддерживают представители стран-участниц ШОС, - отметил он. - К сожалению, США и страны-участницы НАТО демонстративно игнорируют российские консультации, хотя московская площадка могла бы стать единственным работающим плацдармом миротворчества в евразийском регионе, опираясь на исторический опыт мирного сосуществования разных народов от Российской Империи до СССР.
Представители Афганистана так же отметили положительную роль российской стороны в регуляции процесса становления мира в Афганистане, а так же рассказали о том, как проходит переговорный процесс на местах и к каким геополитическим изменениям он может привести.
- За последние полтора-два года пребывающий в течении десятилетия в состоянии стагнации процесс диалога с Пакистаном сдвинулся с мертвой точки, однако на данный момент отношения очень сильно испорчены. Важным этапом начала мирного процесса в стране можно считать второй этап кабульского процесса, когда правительство Афганистана пошло на значительные уступки, предложив «Талибану» (МТО, запрещенная в РФ и ряде стран мира, прим.авт) войти в политическую систему страны, объявить амнистию членам «Талибана», и даже негласно разделить властные полномочия в вопросе управления страной. Противодействие ИГИЛ ( (или же ДАИШ, МТО, запрещенная в РФ и ряде стран мира, прим.авт) в Афганистане могло бы стать некой точкой соприкосновения между Правительством национального единства и «Талибаном», - отметил один из спикеров, Заки Дарьяби, издатель и главный редактор кабульского ежедневника Etilaatroz, описывая достижения в вопросе мирного процесса в Афганистане.- Несмотря на то, что «Талибан» обычно упоминается как некое единое движение, в действительности все обстоит иначе, существует множество групп талибов, которые, фактически, абсолютно самостоятельны. Война в Афганистане для некоторых имеет чисто финансовый интерес, поэтому сложно сказать, принесет ли «Кабульский процесс» и прошедшая в Ташкенте конференция какой-либо результат. Что касается участия международного сообщества в мирном процессе, то для начала необходимо выработать некий общий системный подход, наладить и развивать региональное сотрудничество. И самое важное, привлечь к участию в мирном процессе Пакистан в качестве полноценного партнера, который выражает искреннюю заинтересованность, а не действует вынужденно в результате оказываемого давления со стороны США.
О разрозненности «Талибана» говорил и Сохраб Гайрат, эксперт центра Льва Гумилева в Афганистане. В своем выступлении он рассказал о межэтнических противоречиях и серьезных разногласиях, которые наблюдаются как в руководстве страны, так и среди членов вооруженной оппозиции. Он поведал так же о зарождении на территории Пакистана «нового течения» движения «Талибан», ряды которого пополняют молодые афганцы. А так же предупредил, что если не будут разрешены внутристрановые противоречия, то нелегко придется и соседним странам – Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану, Киргизии. Недовольные афганцы пополнят ряды МТО, которые, наиболее вероятно, будут действовать на территории граничащих с Афганистаном или близких к нему географически центральноазиатских стран.
Фото: www.gumilev-center.af
Комментарии