После закрытия Россией границ и неба на территории ее по разным оценкам осталось от 5 до 11 млн трудовых мигрантов из постсоветских республик, находящихся в стране как законно, так и нелегально. Несмотря на небольшие послабления по оплате патентов и продлению документов, данные российскими властями, положение мигрантов с приходом в РФ эпидемии коронавируса стало плачевным: кто-то был уволен, кто-то отправлен в неоплачиваемый отпуск до конца карантина, кто-то отдал последние деньги за квартиру и остался без средств к существованию и возможности купить продукты для себя и для своих семей. Предложение же россифскому правительству о том, чтобы временно уравнять в правах мигрантов и россиян на время разгула эпидемии со стороны Агентства стратегических инициатив, скорее всего, останется не услышанным.
.Политолог, шеф-редактор проекта СОНАР-2050 Семен Уралов спрогнозировал, чем может обернуться замалчивание проблемы трудовых мигрантов в коронавирусный кризис. По его мнению, власти должны уже сейчас начать реализовать одну из трех моделей ее решения.
«На фоне запретов, границ, самоизоляций и пропусков совершенно потерялась тема трудовых мигрантов. По подсчетам в России таковых до 5 миллионов человек. Также актуальна эта проблема для Казахстана, но в гораздо меньшей степени. Причем сосредоточены мигранты как раз в крупных городах, которые в условиях эпидемии превращаются в ловушки. Надеятся на помощь своей республики мигранту бессмысленно – у национальных правительств нет ни средств, ни желания, ни воли. Теоретически, только Азербайджан располагает средствами, чтобы эвакуировать своих граждан. Что делать этой армии бесправных и безработных людей вообще непонятно. Если пустить ситуацию на самотек – ничего, кроме всплеска преступности ждать не придется. Конечно же, уйдет в бытовой криминал меньшинство. Но в условиях перенапряженной правоохранительной системы даже 1% будет достаточно. Просматриваются три модели:
– для тех, кто хочет вернуться в свою республику, необходимо формировать ж/д составы, следующие без остановок и пересекающие границы по «зеленому коридору»;
– из тех, кто остается в России, придется формировать трудовые армии и отправлять на работу подальше от крупных городов. Понятно, что о рыночной оплате труда речи идти не будет. Такие мигранты станут рабочей силой «за еду». Сельско-хозяйственные работы и возведение инфраструктуры – вот сфера приложения усилий для трудового мигранта, от которого отказалась собственная республика;
– те, кто накопил достаточные запасы будут пережидать эпидемию наравне со всеми.
Сегодня такие сценарии могут звучать цинично, но если не начать заниматься проблемой уже, то завтра придется ликвидировать последствия. Чем сильнее будет экономическая депрессия, тем выше вероятность конфликтов между местным населением и мигрантами на почве безработицы и бытового криминала. Вопрос, где брать средства не стоит – в фондах и банках ЕАЭС финансовые резервуары полны», – отметил он в своем Telegram-канале «Союзные евразийские наблюдения».
К слову, варианта с привлечением мигрантов, оставшихся в России, к инфраструктурным работам, чтобы у них была возможность заработать на еду и аренду жилья, придерживается и руководитель Федерации мигрантов России Вадим Коженов. По его мнению, Россия должна предоставить возможность вернуться домой всем желающим мигрантам. А если сделать этого не удастся из-за закрытых границ и закрытого неба, то людей нужно направить на работы по благоустройству городов.
Комментарии