Есть две причины, по которым Россия мобилизовала дополнительные войска для развертывания на своем Дальнем Востоке. Первая – это нарастающая какофония китайских голосов, претендующих на Владивосток и другие районы региона как на китайскую территорию, а вторая связана с политическими волнениями на Дальнем Востоке. По некоторым данным, последнее может быть частично вызвано влиянием китайских агентов, которые стремятся распространить недовольство против президента Путина на Дальнем Востоке России.
Министр обороны России Сергей Шойгу объявил 17 сентября 2020 года, что его страна наращивает военное присутствие на Дальнем Востоке в ответ на рост напряженности в регионе в целом. Причиной этого внезапного шага является то, что Россия называет напряженностью в «восточном стратегическом направлении», подразумевая тем самым напряженность между США и Китаем. Шойгу пообещал 500 единиц новой и модернизированной техники для региона, а также ряд доработок для Северного флота ВМФ России. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что озабоченность России о Дальнем Востоке сосредоточена вокруг действий держав из-за пределов региона, не уточнив ни стран, ни конфликтов.
«Все это, конечно, не способствует стабильности в этом регионе», – сказал Песков.
Есть еще один важный внутренний фактор, связанный с тем, что Россия направляет больше войск в свой Дальневосточный регион, где в последнее время наблюдается одно из самых длительных устойчивых антиправительственных протестных движений за два десятилетия пребывания у власти президента Владимира Путина. В городе Хабаровске, расположенном недалеко от китайской границы, уже много недель проходят демонстрации протеста против ареста местного политического лидера Сергея Фургала.
Китайские претензии на Владивосток
Хотя внутренние принуждения вполне могут стоять за наращиванием российских войск, реальная причина заключается в том, что Китай озвучивает завуалированные угрозы в адрес России. Это не новое явление, но оно стало более очевидным на фоне растущей близости России к Индии, в разгар обострения китайско-индийской напряженности. Поэтому Россия больше не предпринимает полумер для защиты своих интересов от Китая. В последнее время Китай все чаще посылает России напоминания о том, что Владивосток раньше был частью Китая. Это началось, когда российский посол в Пекине написал в Twitter 2 июля 2020 года, что «история Владивостока начинается с 1860 года, когда Россия построила военную гавань». Значение твита российского посла состояло в том, что 2 июля исполнилось 160 лет со дня основания Владивостока, главного города региона. Но это вызвало волну гнева со стороны китайских пользователей социальных сетей на различных платформах, которые утверждали, что территория Приморского края, административной столицей которого является Владивосток, исторически принадлежала Китаю. Китайские интернет-пользователи, включая дипломатов и официальных лиц в последние месяцы, делают это заявление, явно по указанию Китайской коммунистической партии (КПК). Они говорят, что Владивосток был частью Маньчжурии, но был аннексирован Российской империей в 1860 году после того, как Китай был разгромлен англичанами и французами во время Второй Опиумной войны. Например, Шэнь Шивэйм, журналист китайской глобальной телевизионной сети (CGTN), заявил в Twitter: «Этот твит посольства России в Китае не так приветствуется на Weibo. История Владивостока начинается с 1860 года, когда Россия построила Военную гавань. Но город назывался Хайшенвай как китайская земля до того, как Россия аннексировала его по неравноправному Пекинскому договору». Китайский дипломат в посольстве в Исламабаде сделал схожее заявление в социальных сетях.
Эта словесная война в Twitter посылает рябь по китайско-русскому озеру, которое до сих пор оставалось спокойным. Китай неоднократно повторял, что Пекин и Москва являются не союзниками, а стратегическими партнерами. Однако, подталкивая президента Путина к наращиванию своей военной мощи на Дальнем Востоке, Россия также получила возможность занять более жесткую позицию в Индо-Тихоокеанском регионе, чего она до сих пор не желала делать.
Соответственно, китайские инвестиции на Дальнем Востоке также подпитывают напряженность между двумя странами, вызывая опасения по поводу растущего присутствия Китая, создающего социально-экономические проблемы для России. Одним из побочных эффектов таких инвестиций стал приток китайских мигрантов. Местные жители воспринимают это как акт де-факто территориальной экспансии Китая. Одним из основных видов деятельности Китая в этом регионе и в Сибири является сельское хозяйство. Китайские фермеры выращивают там кукурузу, сою, овощи и фрукты, многие занимаются свиноводством. Для этого Россия дает им в аренду землю – сотни тысяч гектаров, как правило, по льготным ставкам.
Для тех, кто заинтересован в том, чтобы увидеть влияние китайского присутствия на Дальнем Востоке, достаточно посмотреть пропагандистский фильм 2015 года под названием «Китай – смертельный друг», который показывает, как Китай готовится вторгнуться на Дальний Восток в своем стремлении к глобальному доминированию. В фильме утверждается, что китайские танки могли бы достичь города Хабаровска при желании в течение 30 минут. Город, где сейчас идет многонедельный протест, находится всего в 30 км от китайской границы.
Индийский угол зрения
В то время как российско-индийские отношения не используются в полной мере, последнее нападение Китая создало тонкий российский откат в их сторону. Учитывая уязвимость углубления связей в сфере безопасности с Китаем, Россия в последние годы также обратилась к Индии. Россия объединила свои усилия с Индией для проведения военно-морских учений с Индией в районе Малаккского пролива, стратегической и узкой точки, которая считается слабым местом Пекина в регионе. Некоторые сообщения также свидетельствуют о том, что Индия недавно предложила России занять позицию по Индо-Тихоокеанскому региону.
Такого рода дипломатические сигналы указывают на то, что Россия говорит Китаю, что она вполне способна сделать с Китаем другими средствами то, что Китай стремится сделать на российском Дальнем Востоке. В сентябре 2020 года китайские порталы NetEase и Sohu сообщили, что поставки С-400 в Китай были «отложены» из-за коронавируса, но позже Россия заявила, что поставки были «приостановлены». Китай получил свою первую партию С-400 в 2018 году, но дальнейшие поставки были приостановлены, когда Москва обвинила президента Санкт-Петербургской Арктической академии общественных наук Валерия Митько в шпионаже в пользу Пекина.
Другое направление развития российско-индийских отношений в этом направлении – это то, что Россия обратилась за индийскими инвестициями и помощью для Дальнего Востока. Индия предоставила России кредитную линию в размере 1 млрд долларов на развитие своего дальневосточного региона. Индия также стремится развивать морской маршрут, связывающий город Ченнай с городом Владивостоком, который пройдет через Южно-Китайское море. Обеспечивая безопасность российской дальневосточной территории и в то же время сигнализируя Китаю, что обе страны намерены защищать свои стратегические интересы.
Помимо развития инфраструктуры, Россия также хочет, чтобы индийская рабочая сила противостояла демографическим изменениям, вызванным китайским бизнесом на Дальнем Востоке, население которого из числа российских граждан составляет всего около 8 млн человек. Россия запретила постоянную передачу земли китайским инвесторам в регионе и сделала обязательным трудоустройство 80% местного населения для всех предстоящих китайских проектов. Но мера немного запоздала.
Реальность китайско-российских отношений
До недавнего времени имел место явный случай преувеличения Россией своего сотрудничества с Китаем при одновременном преуменьшении серьезной китайско-российской напряженности. Это произошло потому, что США и Европа маргинализировали Россию и ввели санкции против России. Правда, общее дело ссоры с Западом создало китайско-российскую Антанту, но это пакт не без проблем. Главным фактором, беспокоившим Россию, было то, что она оставалась младшим партнером гораздо более могущественного соседа, как в экономическом, так и в военном отношении. Это в сочетании с западными санкциями сделало Россию восприимчивой к китайскому давлению. Мало замеченной, но хорошо известной в российских кругах была и озабоченность воровством российских технологий Китаем. Этот процесс продолжается уже давно, и конфликт интересов между коммерческой выгодой и интересами безопасности продолжает бросать вызов российскому государству.
Российско-китайская маленькая ссора из-за Владивостока – это побочный эффект от глобальных двусторонних отношений, которые изобилуют историческими договорами и соглашениями, не соответствующими националистическим устремлениям ни одной из стран. Однако для Китая усилия по продвижению своих территориальных претензий всегда начинались сдержанно, со ссылок на историю и, как правило, через социальные сети. Так было в Южно – Китайском море и вдоль линии фактического контроля с Индией. Китайцы умеют играть в долгую игру. Они будут оставаться партнерами Москвы против Вашингтона столько, сколько потребуется, а когда в этом отпадет необходимость, они поднимут вопрос о своих территориальных претензиях на российском Дальнем Востоке вновь.
Комментарии