воскресенье, 24 ноября 2024
Киргизия пересчитывает обещания

Народный репортер

Напишите нам

Россия / ИнтервьюRSS

Киргизия пересчитывает обещания

Киргизия пересчитывает обещания

27 марта 2012 15:20    Просмотров: 8784

Интервью ведет главный редактор русской службы радиостанции "Голос России" Петр Журавлев

Журавлев: У нас в гостях депутат, а в прошлом спикер парламента Кыргызской Республики, ныне председатель Комитета по бюджету и финансам, заместитель председателя Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Ахматбек Келдибеков.

Я предлагаю сразу приступить к делу и одновременно познакомить наших слушателей с нашим гостем, а для этого всего пара цитат. "В начале марта ряд оппозиционных политических партий Киргизии заявили о намерении создать новое политическое объединение "Справедливое будущее". В ближайшее время на совещании в Бишкеке мы обсудим этот вопрос, пригласим все политические силы и спросим, кто с нами", - сообщил депутат парламента от оппозиционной партии "Ата-Журт" ("Отечество") Ахматбек Келдибеков. По его мнению, в случае создания такого движения, оппозиция Киргизии будет представлять собой большую политическую силу.

Ахматбек, скажите, пожалуйста, в чем вы не согласны с президентом, в чем выражается ваша оппозиционность в данном случае, и почему вы видите необходимость объединения оппозиции?

Келдибеков: Во-первых, в Кыргызстане было дважды неконституционное смещение власти. Кто-то называет это революцией - "розовой", "тюльпановой" и так далее. Но надежда народа была в другом. Первый раз, в 2005 году, она себя не оправдала, в 2010 году тоже была смена власти неконституционным путем.
Сегодня тоже очевидно, что надежды народа не оправдываются. Сменили форму правления государством, парламентскую форму правления ввели, но те люди, которые пришли к власти сегодня, те обещания, которые были даны народу, не выполняют, жизненный уровень населения не улучшается, экономика не растет. То есть все ожидания не оправдались.

Поэтому сегодня недовольство народа в том, что при любой форме смены власти, он не видит будущего, поэтому мы создали это оппозиционное движение, в котором мы хотим объединить всех здравомыслящих политиков, чтобы действительно создать для начала правительство народного доверия. То есть должны работать профессионалы, независимо от принадлежности к какой-то партии, постараться попробовать все-таки сделать работу правительства прозрачной, сделать те вещи, которые смогут, исходя из реальной возможности нашей страны, поднять экономику.

Оппозиция тем хороша, что она ближе народу. Я раньше не был оппозиционером, мы очень конструктивно подходим, насильственным или неконституционным путем менять власть не собираемся. Поэтому когда голос оппозиции, голос народа не слышит руководство страны, приходится создавать такое мощное движение для того, чтобы голос народа был услышан на уровне руководства. Я думаю, мы этого добьемся. В ближайшее время мы будем проводить несколько таких круглых столов, будем проводить большое консультативное совещание тех людей, которые с нами.

Журавлев: Но ведь президент Атамбаев еще меньше года находится у власти. Может быть, он чего-то еще не успел?

Келдибеков: Мне иногда становится непонятно, когда мы начинаем действовать не в рамках закона, а в рамках Конституции. После апрельских событий позапрошлого года, когда всенародно было принята через референдум новая Конституция, полномочия президента там урезаны. То есть у президента нет сегодня законотворческих инициатив, президент не является гарантом Конституции, президент не определяет сегодня внешнюю политику.

Поэтому сейчас все в руках парламента, в руках правительства. Можно управлять государством, если у президента партия выиграла бы большинство мандатов. У нас в парламенте представлены пять партий, состоит из пяти фракций, и ни у кого нет контрольного пакета, то есть возможна только коалиция из трех фракций.
Поэтому сегодня вторая коалиция, которая была сформирована из четырех фракций, и идет тенденция к тому, что те ошибки, которые были совершены прежней властью двух президентов, сегодня повторяются. Я думаю, что преимущество парламентской формы управления в том, что оппозиция сегодня может говорить, парламент контролирует правительство, правительство подотчетно перед парламентом.

Парламент сегодня может сказать президенту в рамках норм Конституции, которые предусмотрены на сегодня. Поэтому президент по Конституции не отвечает за хозяйственно-экономические вопросы.

Журавлев: Вы уже дважды упомянули о важности для Киргизии именно парламентской формы правления. Но на постсоветском пространстве подобных примеров всего два - это Киргизия и Молдавия, где совсем недавно, после трех лет мытарств, был избран президент. Возможно, эффективнее и традиционнее было бы уйти от чисто парламентской республики? Почему вообще выбрана такая форма?

Келдибеков: Я тоже не был сторонником парламентской формы правления. Однако, проработав в парламенте более полутора лет, я пришел к выводу, что у парламентской формы очень много положительных сторон. Парламент и правительство контролируют друг друга.
Мы прожили за последние 20 лет сильную президентскую власть, мы прожили смешанные формы правления, парламентскую и президентскую. Но в результате мы ничего хорошего не добились, когда единолично президент и его окружение решают какие-то стратегические, экономические вопросы. Результат - две неконституционные смены власти.

Поэтому парламентская форма правления, я сегодня не боюсь этого слова, себя может оправдать тем, что народ может участвовать в управлении государством. Что касается Молдовы, там президент избирается через парламент, а у нас президент избирается прямым голосованием, избирает его народ, здесь у нас есть отличия.
У нас четко расписано и ограничено в Конституции, какие права имеет президент, какие права имеет правительство, какие права есть у парламента. Поэтому она приемлема на сегодня для Кыргызстана. Да, есть недостатки, есть противоречия, когда сегодня в Конституции есть брешь, которая была упущена.

Внешнюю политику, получается, у нас сегодня никто не определяет. Это брешь, есть недостатки. Мы должны, исходя из реалий сегодняшней жизни, внести изменения, используя опыт тех стран, которые ближе к нам по парламентской форме правления. Можно будет изменить и продолжать жить.

Вместо этого сегодня идет перетягивание одеяла, кто сильнее, - президент сильный, парламент или правительство. Поэтому недовольство народа вызвано тем, что мы после создания всей легитимной ветки власти, до сих пор хотим показать мускулы друг другу, кто сильнее.

Журавлев: Вы как раз заговорили о внешней политике. После прочтения некоторого количества материалов из Интернета, я сделал такой предварительный вывод относительного того, что действующая власть в лице президента Атамбаева и вы, как представитель оппозиции, в целом исходите во внешней политике из одного и того же. Я имею в виду отношения с Россией, и президент Атамбаев, и вы говорите о стратегическом партнерстве. Может быть, тут брешь в законодательстве, в Конституции у вас возникла, но чисто внешне. Какое-то согласие существует по факту?

Келдибеков: Я являюсь одним из лидеров партии "Ата-Журт", у нас изначально было заложено в нашей программе, что Россия является для нашей партии стратегическим партнером. Соответственно, если мы победим, она является стратегическим партнером для нашей страны. Мы должны исходить из рамок тех соглашений ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, мы очень многие соглашения подписали, есть обязательства друг перед другом, мы должны их выполнять. То есть у нас общая безопасность региона - России, Средней Азии, постсоветских стран, очень много обязательств.

Речь идет иногда вокруг какой-то военной базы, но нам надо глубже смотреть, нам надо выполнять те обязательства, которые взяло государство. Я поэтому хотел сказать, что с Россией мы связаны веками, и после распада Союза, мы те обязательства изложили в новых соглашениях, мы взяли эти обязательства, мы их должны выполнять. Мы неразделимы с точки зрения геополитики, с точки зрения безопасности, с точки зрения экономического развития.

Журавлев: Продолжая разговор о геополитике, я не могу не задать вопрос относительно самых последних событий, связанных с неожиданным визитом в Киргизию главы Пентагона Леона Панетты, который, как все считают, прилетел обсуждать будущее базы "Манас".

Как сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на газету "Нью-Йорк таймс", киргизские чиновники в ходе визита Панетты дали понять, что готовы продолжать рассмотрение вопроса о сохранении базы "Манас". В частных беседах они выразили готовность к обсуждению вариантов дальнейшего сотрудничества.
При этом известно, что президент Атамбаев неоднократно говорил, что в 2014 году заканчивается срок действия соглашения, и все американские военные должны покинуть территорию Киргизии. Что в действительности происходит и как вы к этому относитесь?

Келдибеков: Когда глава государства говорит официально, любое его публичное выступление считается официальным заявлением. Когда Атамбаев сказал, что в 2014 году произойдет вывод авиабазы, он не встретился с главой Пентагона и не сказал ему об этом официально (я не осуждаю его за это).

В таких случаях вокруг подобных заявлений порождаются различные слухи о том, что кто-то встречался, что-то сказал и так далее. Надо было встретиться с главой Пентагона и сказать об этом еще раз официально. Поэтому я сторонник того, что действительно в 2014 году, когда будет вывод войск НАТО из Афганистана, надобность в этом транзитном центре будет исчерпана.

Во-вторых, наше государство взяло на себя обязательства, которые завершаются в 2014 году. Мы должны поставить точку - в гражданских аэропортах не должно быть никакой военной базы. И, самое главное, у нас есть обязательства в рамках ОДКБ, в рамках ШОС, СНГ и ЕврАзЭС, где мы ежегодно проводим саммиты в разных странах-участницах этих организаций. У нас они тоже проводятся, подписано очень много соглашений. И раз мы подписались, раз идем по этому пути, то должны ради общего интереса соблюдать те условия, которые предусмотрены в этих соглашениях.

Поэтому я не думаю, что господин Атамбаев откажется от своих слов, потому что один раз мы уже это попробовали и прекрасно понимаем, к чему это может привести. Прежде всего, мы должны в рамках ОДКБ думать о безопасности нашего региона со стороны Афганистана. Это не только безопасность Кыргызстана, это безопасность всего региона. Это Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, который граничит с Россией.

Журавлев: Должен ли я вас понимать так, что вы не против пребывания базы в Канте?

Келдибеков: Авиабаза находится в Канте в рамках соглашения ОДКБ, сегодня это обеспечивает безопасность региона. А когда начинают говорить о том, что авиабаза в Канте задолжала 15 миллионов долларов в рамках государственного сотрудничества, это смешно. Потому что это долг не кантской авиабазы, а других российских военных объектов, которые находятся на территории Кыргызстана и у которых есть обязательства в рамках соглашений.

Недавно погранслужба бесплатно получила техническую помощь более 500 миллионов рублей. А кто дает бесплатно? Только хороший товарищ, партнер и друг. Мы ежегодно обучаем своих солдат, офицеров в российских вузах, это тоже записано в соглашении. Каждый год мы получаем обмундирование, техническую помощь от Министерства обороны РФ, она тоже заложена в этих соглашениях.

С Кыргызстана было взято обязательство в рамках участников ОДКБ о размещении российской базы или в Оше или в Бакинской области, это необходимо. Никто не даст гарантии, что после вывода из Афганистана натовских войск не возникнет других террористических угроз с той стороны. Поэтому это обязательство мы должны выполнить.

Журавлев: Как вы считаете, зачем Атамбаев во время визита в Москву поднял эту тему?

Келдибеков: Надо задать этот вопрос ему. Конечно, уже задавали и "Эхо Москвы", и "Коммерсант", и я слышал ответы. Но, может быть, его плохо консультировало Министерство иностранных дел и другие министерства, возможно, он был не в курсе, поэтому надо ему задать такой вопрос.

Журавлев: Вам и карты в руки, вызывайте его в парламент.

Келдибеков: Этот вопрос будет обязательно поднят. Я задам его тем министерствам и ведомствам, которые занимаются непосредственно выполнением тех соглашений, которые мы подписали, которые ратифицировал парламент.

Журавлев: Я хотел бы задать вам чрезвычайно важный вопрос относительно Таможенного союза. Известно, что Киргизия высказала вполне очевидное желание вступить в эту организацию, присоединиться к России, Белоруссии и Казахстану. И если я правильно понимаю, сейчас даже идут какие-то подготовительные переговорные процессы. Как вам кажется, чего не хватает Кыргызстану, что ему нужно сделать, чтобы вступить в Таможенный союз?

Келдибеков: Во-первых, Кыргызстан один из первых вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). В тот период разные эксперты по-разному говорили о том, что Кыргызстан поступил неправильно и так далее. Сегодня, когда прошло определенное время, мы убедились, что поступили правильно.

Со следующего года Россия полноправно будет работать в ВТО, там создается очень много хороших условий для наших стран. Я знаю, что в ближайшем будущем Казахстан собирается вступать в ВТО, но, наверное, будет определенный промежуток времени с Белоруссией, как с Россией.

Что касается Таможенного союза, это выгодно России, Белоруссии, Казахстану, потому что у них сохранилась мощная промышленность. У нас после распада Советского Союза фактически осталось 10 процентов тех заводов и фабрик, которые работали, были как-то взаимосвязаны друг с другом. Сегодня население у нас проживает за счет услуг, можно сказать, что у нас нет как таковой промышленной мощности.

Поэтому наше правительство, наши эксперты просят преференции на разный срок по видам торговли, промышленности и так далее. Этот вопрос обсуждается, это крайне необходимо для нашей страны. Но в будущем, если будет создаваться Единое экономическое пространство с участием не трех или четырех стран, а, может быть, там будет Таджикистан, Узбекистан, Украина и другие страны, это создаст благоприятные условия для товарообмена, для развития бизнеса, для создания связей между промышленными предприятиями.

То есть такая кооперация, как при советской власти, необходима. У нас есть сырье. В Казахстане, в России есть заводы, которым наше сырье крайне необходимо. Есть переработка продуктов сельского хозяйства, можно будет все это создавать у нас и обеспечивать эти страны.
Здесь надо смотреть шире, недостаточно просто так сказать, что мы политически заходим в Таможенный союз, если при этом не выдержит наша экономика. Но в будущем, я думаю, будет Единое экономическое пространство, в котором мы должны участвовать, потому что это необходимо, даже жизненно важно для нашей страны.

Журавлев: По словам президента Алмазбека Атамбаева, в Киргизии по-прежнему остается сложной межнациональная обстановка. Он призвал строить мосты между народами и не поддаваться на провокации.

Келдибеков: Нет никакой межнациональной провокации. Межэтнические столкновения, которые произошли в июне позапрошлого года, дали понять простому народу, что от этого никто не выигрывает. Сегодня люди это понимают. Поэтому нельзя разбрасываться таким словами, говорить о том, что у нас плохая межнациональная ситуация и так далее.

Мы многонациональная страна и испокон веков живем вместе, никто ничего не делит, никто никого не прижимает. Таких предпосылок нет на сегодняшний день. Та трагедия, которая произошла, наоборот сплотила людей.

Журавлев: Вы считаете, это была как бы прививка?

Келдибеков: Да, это очень хорошая прививка. Но потери очень большие, и это трагедия, о которой черными буквами будет записано в новейшей истории Кыргызстана. Но сегодня надо сделать все возможное и невозможное, чтобы в будущем, через 40-50 лет, такого не повторилось.

Я рекомендую 4 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

17 июля 2024 07:57

«Россияне и поляки — братские народы» — история политического беженца из Польши

Дома Марчину Миколаеку грозит до пяти лет тюрьмы за то, что он критиковал власти Польши, разжигающие ненависть к России.

29 ноября 2022 07:45

Бахтиер Хакимов: «ШОС утвердилась как весьма привлекательная организация»

ШОС уверенно чувствует себя в системе международных отношений

Обзоры

 Нина Леонтьева 

Об авиации, международном военном паритете и будущем

Разговор о российской военной авиации

 Владимир Банников 

СКРОМНЫЙ ПРАЗДНИК

Действительно ли лётчики, выполняющие боевые вылеты в Сирии, отрабатывали свои навыки по ведению боя в Кыргызстане?

 Евгений Шмагин 

БУРАНЫ ТЯНЬ-ШАНЯ. Часть 7

Сразу же после отправки одной из моих депеш о бесчинствах, творимых в республике Максимом Бакиевым, президент ни с того ни с сего на одной из ближайших встреч вдруг принялся возбуждённо убеждать меня, какой тихий и спокойный у него ребёнок

О стране

Российская Федерация (Россия) - страна в восточной Европе и северной Азии. Россия – правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство.

В состав России входят 89 субъектов Федерации:

21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакассия, Чеченская, Чувашская.
1 автономная область: Еврейская.
10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
И 49 областей.

Столица – Москва.

Государственный строй

Россия — федеративная республика.
Глава государства: Президент, избираемый на основе всеобщих выборов на 4 года.
Глава правительства: Председатель правительства (премьер-министр.
Законодательная власть: двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума из 450 депутатов, избираемых на 4 года. А так же Совет Федерации из 178 членов, по 2 представителя от каждого субъекта Федерации).

Территория России составляет 17 075 400 кв. км.

Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации - русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка.

Денежная единица — рубль

Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная, жители многонациональной России исповедуют также ислам, католицизм, иудаизм, буддизм.