Россия понесла первые потери с начала спецоперации в Сирии. Во вторник, 24 ноября, самолет Су-24 российской авиагруппы потерпел крушение на приграничной территории между Сирией и Турцией. Экипажу удалось катапультироваться, ведётся их поиск.
Первой версией был удар с земли со стороны сирийских боевиков ИГИЛ или оппозиционных формирований. Однако несколько позже генштаб Турции заявил об ударе по самолёту, нарушившему воздушное пространство страны.
- 24 ноября около 9:20 неопознанный самолет в уезде Яйладагы региона Хатай в течение пяти минут получил десять предупреждений, но, несмотря на это нарушил воздушное пространство Турции. В рамках правил реагирования два наших F-16, проводившие в этом регионе патрулирование, оказали сопротивление этому самолёту, - говорится в заявлении.
Турецкий премьер Ахмет Давутоглу, ранее осуждавший действия РФ в Сирии, дал указание МИД страны проконсультироваться с НАТО и ООН по поводу событий на границе с Сирией. Кроме того, Давутоглу обсудил с начальником Генштаба Хулуси Акаром и министром иностранных дел страны Феридуном Синирлиоглу развитие ситуации на границе с Сирией.
Официальная точка зрения на событие и его возможные последствия со стороны России, которой принадлежал сбитый борт, Владимиром Путиным пока не высказана, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пока воздерживается от резких заявлений.
- Было бы неправильно сейчас давать какие-то оценки, предположения и делать какие-то выводы до того, как мы будем обладать всей полнотой картины, - заявил он. - Здесь нужно просто набраться терпения, это очень серьезное происшествие, но, опять же, не имея полной информации, что-либо говорить просто невозможно и было бы неверно.
Состоится ли экстренное заседание Совета безопасности РФ в связи с инцидентом с российским самолетом Су-24, Песков точно сказать не смог.
Экспертное сообщество уже высказывается о том, что сбитый самолёт – первая ласточка более массивных атак в отношении России. Это-точка зрения и Григория Трофимчука, председателя Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» (Research Support Foundation «Workshop of Eurasian Ideas»).
- По сбитому российскому военному самолёту всё, в принципе, ясно. РФ добровольно вошла в мировую войну 30 сентября 2015 года, но до сегодняшнего дня с ней по-настоящему ещё никто не воевал. В её адрес шли только предупреждения. Сбитый Су-25 - первый сигнал о том, что настоящая война вся впереди, - написал он на своей странице в соцсети Facebook .
Председатель совета ПИР-Центра, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский в интервью «Коммерсант.ru» полагает, что турецкие военные несколько привирают, взяв ответственность за инцидент на себя. Однако к военным действиям это не приведёт – только в политическом взаимоотношении двух стран наступит непростой период.
- Очень трудно сейчас судить, потому что информация отрывочная и противоречивая. Турки не отрицают, что сбили они. Другое дело, что они заявляют, что мы залетели в их воздушное пространство. Якобы они пытались связаться, у них не вышло, потом F-16 его сбил. У меня это все вызывает сомнения. Во-первых, мы с американцами подписали протокол о предотвращении инцидентов в воздухе. Я абсолютно убежден, что все союзники США знают о содержании этого протокола. Наши летчики также проинструктированы. Даже если самолет залетел на 1 км на турецкую территорию — это, конечно, не повод его сбивать. Нарушение воздушного пространства — это когда корейский самолет, который в 1983 году сбили, вошел в советское воздушное пространство на несколько сот километров и находился там несколько часов. Я думаю, турки сбили самолет ракетой, а никакими не F-16. Явно недружественный акт, и последствия, конечно, будут. Не военные, конечно, военных, я уверен, не будет, - говорит эксперт. - Но политически этот вопрос нужно будет урегулировать. Главное сейчас — это судьба летчика, который, якобы, находится у Сирийской свободной армии. Что касается безопасности полетов, я думаю, что наше командование примет соответствующее решение. Я бы усилил группировку еще некоторыми самолетами радиоэлектронной борьбы, чтобы подавлять средства ПВО, раз уж так дело пошло.
Сергей Марков же, политолог, полагает: турецкий президент и российский самолёт стали местью спецслужб США.
- Сирия. Две версии. Первая версия. Сбитый российский самолет, это месть за разбитые нефтевозы, которые шли от ИГ в Турцию через иракский Курдистан. Вторая версия. Спецслужбы США через военную разведку Турции, ввели в заблуждение Эрдогана, дав ему информацию, что российский самолет несколько раз нарушил границу Турции. Так Эрдоган стал жертвой банальной разводки предателей из своего окружения. Известно, что турецкая армия много десятилетий является самой проамериканской силой турецкого общества, - отмечает он.
Событие получило резонанс и в мировом сообществе. Президент Чехии Милош Земан осудил действия Турции в связи с ситуацией вокруг российского самолета Су-24, который разбился в Сирии. Официальный представитель ООН Ахмад Фаузи на брифинге в Женеве выразил обеспокоенность сообщениями о разбившемся в Сирии российском военном самолете. Мониторят ситуацию и в США. НАТО же созывает внеочередное заседание Североатлантического совета на уровне послов по запросу Турции и никаких мероприятий для прессы на данный момент не предусмотрено.
Тем временем остаётся неясной судьба двоих пилотов бомбардировщика. Телеканал Al Jazeera и Reuters располагают видеозаписью, которая доказывает, что один из них погиб. Её прислала одна из сирийских группировок, действующая на северо-западе Сирии, где воюют подразделения Свободной сирийской армии. На видео на земле лежит без сознания человек в российской военной форме, операторы же утверждают, что это-один из пилотов СУ-24, и что он мёртв. Однако представитель приславшей видео группы не упоминал о судьбе второго пилота, находившегося в самолете.
Справка News-Asia: Фронтовой бомбардировщик Су-24 (по классификации НАТО — Fencer) разработан в конце 1960-х годов в ОКБ Сухого. Первый полет совершил 17 января 1970 года, принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах. Модификации самолета — Су-24М, Су-24М2, Су-24МР (разведывательный вариант), Су-24МП (постановщик помех) и экспортная Су-24МК. Всего изготовлено около 1,4 тыс. бомбардировщиков Су-24 различных модификаций, 770 из них — модернизированные Су-24М. На вооружении ВВС России в настоящее время стоят порядка 120 модифицированных Су-24.Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек (летчик и штурман). Максимальная взлетная масса самолета — 43,8 тонны, максимальная боевая нагрузка — 8 тонн. Боевой радиус действия (без подвесных баков и дозаправок) — 390 км. Имеет восемь точек подвески вооружения, на которые устанавливаются ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», неуправляемые и корректируемые авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. Может нести тактическое ядерное оружие (бомбы). Оснащен пушкой ГШ-6–23 калибра 23 мм.
Комментарии