- Считаю, что это заведение – уникальное, - отметил Константин Иосифович. – Все три славянских университета достаточно успешны – в Киргизии, в Армении и в Таджикистане, однако ваш выделяется в лучшую сторону. Мы будем делать все, чтобы этот вуз работал еще плодотворнее.
Далее глава Россотрудничества перешел к проблемам, которые испытывает ведомство. Косачев поведал, что у России очевидные проблемы с бюджетом, следовательно «с планами и амбициями придется подождать». Однако недофинансирование, по его словам, не должно негативно сказаться на увеличении гуманитарных, культурных и образовательных программ, осуществляемых Кремлем. Константин Иосифович сообщил, что 16 сентября состоялось заседание правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, участники которой утвердили новую схему финансирования программ. За Российским центром науки и культуры, находящимся в Бишкеке, «поименно закрепили ряд полномочий в сфере работы с соотечественниками, которые носят общий характер».
- Я выступаю за то, чтобы делать меньший акцент на мероприятиях, связанных с консолидацией соотечественников, нашу деятельность нужно сдвигать на программную работу, отдавая имеющиеся ресурсы самим соотечественникам. Эта схема заработает с 1 января 2014 года, - сообщил руководитель Россотрудничества.
Кроме того, ведомство начинает новый этап работы, связанный с поддержкой русского языка. Эти вопросы будут рассматриваться регулярно на высоком уровне, и, по словам Косачева, должны стать элементом двусторонних отношений. Ожидается, что после ознакомления президент России подпишет две концепции, поддерживаемые ведомством. Первая - концепция поддержки русского языка за границей, вторая - концепция «Русская школа за рубежом». Если, к примеру, будет подписана первая, Россотрудничество фактически сможет легализовать так называемые русские школы. Их Косачев условно разделил на четыре группы. Первые – это учебные заведения при посольствах, вторые – смешанные, наподобие школы при КРСУ. Третий тип – русскоязычные учебные заведения, которые нацелены на получение выпускниками аттестатов российского образца, и четвертые – воскресные, приходские, частные школы.
- После классификации каждая из школ, которая хочет получить поддержку из России, имеет полное право себя заявить и получить сертификацию в Российском центре науке и культуре, - поясняет Константин Иосифович. – После определенных процедур учебное заведение имеет право запрашивать поддержку, в том числе методическую, кадровую, и, конечно же, финансовую.
В концепции поддержки русского языка Косачев выделил три направления: поддержка русского языка как мирового, как рабочего языка на пространстве СНГ и языка, используемого соотечественниками.
Рассказал глава Россотрудничества и о других проектах, на которые ведомство обратит свое внимание. Если раньше оно вкладывало средства в общие программы, где финансы «обезличивались», то теперь федеральное агентство займется проектами, где «будет виден российский флаг». По словам Косачева, если страна проигнорирует такие программы, она упустит достаточно сильный политический сегмент.
- С 1 января 2014 года мы разворачиваем эту работу, - признался Константин Иосифович. - Для нас одним из приоритетов станет гуманитарная сфера, поиск и реализация проектов, которые бы решали проблемы в Киргизии и других странах и сказывались положительно непосредственно в России. Я буду предлагать переориентировать часть ресурсов на строительство школ или их перепрофилирование, реорганизацию.
Не мог обойти вниманием Косачев и вопросы, адресованные ему со стороны соотечественников, проживающих в Киргизии, и организаций, представляющих их интересы. Народ интересовало, сможет ли повлиять Россотрудничество на процессы дискриминации по отношению к русскому языку в КР, протянет ли ведомство руку помощи русскоязычным СМИ. В меру своих возможностей руководитель федерального агентства попытался ответить на эти вопросы. В частности, Косачев признал, что вопрос относительно русского языка политизирован в Киргизской Республике. Он выразил надежду, что время притеснений скоро уйдет в прошлое.
- Должно нарастать давление на местные власти со стороны гражданского общества, если есть такая необходимость на месте, ведь русский язык – это дополнительный фактор для карьеры, бизнеса и так далее, - отмечает Косачев. - Интерес к русскому языку возвращается, нижняя точка пройдена, поскольку язык вышел на второе место после английского, в Болгарии по популярности русский обогнал английский язык. Во Вьетнаме реализуем проект по строительству школы для русских детей для работников крупной российской компаний. Мы готовы войти туда на уровне преподавателей и методических материалов. Если подскажете нам такие объекты в Киргизии, с которыми мы могли бы скооперироваться и реализовать аналогичные проекты, мы были бы только рады.
Комментарии