Визит Атамбаева в Москву выдался для президента страны крайне плодотворным. Алмазбек Шаршенович провел ряд встреч, в числе которых переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным, а также встречу с соотечественниками. Каждое из мероприятий запомнилось президентской свите, да и киргизскому обывателю массой занимательных вещей. Так, читателей сети Интернет поразили откровения Атамбаева о родстве Тургенева и Есенина с киргизами, а также высказывания Медведева о том, что Манас является этническим предком россиян.
Не менее интересным стала и встреча главы киргизского государства с соотечественниками, которая также ознаменовалась скандалом. Дело в том, что на нее собирали самых-самых из числа тех, кто представляет нашу страну в РФ. Пришел на нее и первый киргизский космонавт Салижан Шарипов. Однако, к удивлению многих, последнего на встречу не пустили. Напомним, что за несколько дней до этого Атамбаев обвинил всемирно известного киргизстанца в причастности к июньским событиям 2010 года и связи с главным подозреваемый по делу о разжигании межэтнической розни – Кадыржаном Батыровым. Президент Киргизии также приписал космонавту несметные богатства, якобы переданные ему Батыровым, узбеком по национальности. Шарипов, к слову, от обвинений отказался, назвав их нелепыми домыслами. Видимо, космонавт хотел объяснить Атамбаеву все лично, однако охрана президента не дала ему такой возможности.
Финальный итог, который может резко сказаться на отношениях с Россией, Атамбаев подвел в эфире радио “Эхо Москвы”. Напомним, что Алмазбек Шаршенович и раньше бывал в студии “Эха”, где выступал с резкими заявлениями. По традиции, этот эфир не стал исключением. Разоткровенничавшись с Алексеем Венедиктовым, президент Кыргызстана затронул тему авиабазы “Кант”, находящейся наподалеку от столицы Киргизии. Однако обо всем по порядку. Сначала Атамбаев рассказал об итогах встречи с президентом России:
- Знаете, что бы про него ни говорили и ни думали, мне с каждой встрече Дмитрий Анатольевич Медведев нравится все больше. Честно скажу. Это человек по-современному думающий, очень порядочный. Знающий ситуацию и иногда, я вот смотрю, жертвующий своими амбициями, может быть даже именем во имя порядочности. Это большая редкость все-таки... Мне очень нравится этот человек. На самом деле. Вот когда я его не знал, а больше слышал о нем в разных передачах, в том числе, не буду скрывать, я очень люблю "Эхо Москвы", смотрю по RTVi, правда, и у меня было другое мнение. Но когда два раза мы с ним пообщались, впечатление совсем другое сложилось. Это довольно сильный, глубокий человек. Который адекватно все воспринимает, понимает ситуацию в стране, понимает необходимость перемен. Но в своем отечестве пророков нет.
- Господин президент, вы встречались с премьер-министром вчера. А в чем принципиальная разница между нашим президентом и премьером, как вам показалось?
- Вы знаете, все-таки, если мы вспомним, сам человек homo sapiens выживает благодаря тому, что быстро забывает плохое. Вот в России очень быстро забыли, что России просто могло не быть. И то, что сегодня демократия, люди начинают говорить про свободу и так далее. Вспомните 1998 год, дефолт, были годы, когда думали про кусок хлеба. И что бы ни говорили про Путина, но то, что сегодня люди уже говорят не о том, что надо выжить и где-то кусок хлеба найти, а говорят про свободу, демократию, это тоже результат работы Путина. Нравится вам это или нет. Ведь в то время, когда Россия была на грани распада, вот со стороны поверьте мне, я думал, России не будет. Потому что уже создавали Уральскую республику, я уж не говорю про Чечню.
– Вы вчера встречались не только с Медведевым и Путиным, вы встречались также с представителями киргизской диаспоры. Очень они жаловались на российскую демократию и на то, как им тут живется?
- Вы знаете, они в основном говорили, что есть такие моменты шовинизма, есть моменты национализма, когда люди говорят, например, к сожалению, что Россия для русских, азиаты нужны только, чтобы подметать дворы. Это страшно слушать. Потому что сила России всегда была в том, что Россия делала любого человека ярким представителем защитников интересов России. Самой величайшей царицей России была Екатерина Вторая. Кто она по национальности? Первый писатель России – Фонвизин. В конце концов, вот Путин говорил про Бородино, кто Кутузов? Кутузов это потомок Кутуза, азиата, тюрка. И об этом забыть, тогда возьмите Пушкина, Лермонтова, Тургенева – потомок Тургана. Есенина. Вы же знаете, это страшно. Это люди, которые об этом говорят, они хотят развалить Россию. Потому что Россия, сила России только в единстве вот этих национальностей, которые населяют ее. Даже возьмите город Москву, это же не мононациональный город, и тот человек, который говорит, что Россия для русских, он фактически делает все для того, чтобы России не было. Это то же самое у нас, если у нас кто-то говорит, что Кыргызстан для киргизов, киргизы - первый сорт, а остальные второй, или Кыргызстаном должны управлять чистокровные киргизы. Это беда для Кыргызстана. У нас общая беда. Потому что и у нас общенациональная страна... Национализм в любой стране был и будет, потому что вы же знаете, есть такая фраза, национализм - это последнее убежище для негодяев. Это не моя фраза, это фраза Толстого.
Далее в студии господин Венедиктов со своими помощниками обсудили с Атамбаевым ряд других вопросов, в частности, миграционный. Расспросили президента Киргизии и о депортации экс-главы государства Бакиева из Белоруссии. На что, кстати, Атамбаев ответил, что это личное дело Лукашенко. Плвно диалог приблизился, пожалуй, к основной из тем, на которой стоит заострить внимание – функционировании российской военный базы “Кант” под Бишкеком.
- Наверняка в центре обсуждения стояла ситуация с военным базами разных стран в вашей стране?
- Двух стран.
- Они же разные, господин президент. Речь идет об американском перевалочном центре, или военной базе "Манас", и речь идет о российских военных базах. Не могли бы вы осветить ситуацию и ваше понимание того, как будет развиваться отношение киргизского руководства к этим базам?
- С большим трудом мне удалось объяснить американцам, почему я настаиваю на том, чтобы после 2014 года в аэропорту "Манас" не было военных. Они думали, что я пытаюсь какие-то деньги выбить, то ли для страны, то ли для себя. На последних встречах с представителями президента Обамы и Госдепа они вроде бы уже поняли, что надо выводить. В гражданском аэропорту не должно быть военных баз. Сейчас, смотрите, какая ситуация между США и Ираном. У Ирана есть ракеты, которые идут на несколько тысяч километров.
- То есть они достигают Бишкека?
- Больше того, они могут целиться и в "Манас". А вдруг они промажут?
- Получается в 2014 году там не будет американской базы?
- Базы не будет. Это гражданский аэропорт. Представьте, что в гражданском аэропорту "Домодедово" находится какая-то военная база. Это же абсурд. Где в мире есть такое?
- Из этого следует, что американцы уйдут из Киргизии в 2014 году?
- Я человек упрямый. С божьей помощью, если я буду жив-здоров, уйдут. Я сказал, что вопросы транспортировки грузов и так далее… Та же Россия транспортирует американские грузы. Но военной базы в гражданском аэропорту не должно быть. И вообще, в Кыргызстане нужны ли военные базы? Мы об этом тоже разговаривали и с Владимиром Владимировичем, и с Дмитрием Анатольевичем.
- Ой, что-то вы сейчас напугали. Давайте про российские военные базы тогда.
- Я говорил о том, что надо ставить не на то, чтобы какая-то база была в Кыргызстане, и благодаря этому Кыргызстан будет как-то под влиянием России. Кыргызстан готов войти в Единое экономическое пространство. Но эта база российская, которая в Кыргызстане находится, четыре года не платит мизерную арендную плату.
- Вы имеете в виду в Канте?
- Да. Не выполняет обязательства. Должны были обучать летчиков. Не обучают. Другие обязательства не выполняются. В то же время правительство Кыргызстана, несмотря на все проблемы, выплачивает России проценты по долгу, выплачивает те же коммунальные расходы этой базы. И я сказал: слушайте, нужна ли нам такая база? И меня удивило, что правду даже Медведеву не говорили. Он был в шоке от того, что четыре года даже арендную плату мизерную Министерство обороны России не считает нужным платить... Позиция такая: я большой барин, а вы какая-то мелочевка. Да, мы маленькая страна. Я сказал об этом и Владимиру Владимировичу, и Дмитрию Анатольевичу. Но мы гордая страна. Надо иметь в виду, что бывают маленькие страны – возьмите Данию, 5 миллионов человек, да даже возьмите Израиль, возьмите Катар – миллион человек, но его финансовая мощь может Евросоюзу помочь... Я считаю, что Кыргызстан, если будет развиваться стабильно, демократическим путем, мы будем тоже мощной страной, маленькой, но сильной экономически. И дух у народа хороший. Поэтому надо к этому привыкать. И надо привязывать не такими вещами. Если есть какие-то соглашения, надо привыкать к тому, что надо их выполнять. И не с позиции, что я большой, а ты маленький. Мир другой уже, это мир Интернета, это мир глобализации.
- Какая была реакция Медведева, когда он узнал?
- Он дал команду, чтобы в течение 10 дней министр обороны России заплатил долги.
- Вы сказали перед этим, что вообще-то не должно быть никаких военных баз.
- А как вы думаете, зачем они, по большому счету, нужны? Если независимая страна, она должна строить свою нормальную армию, защищать себя сама. Мы сейчас боремся с коррупцией. Мы хотим построить сильный Кыргызстан, у которого будут свои деньги, своя сильная армия, свои сильные пограничные войска. Мы хотим вступить в Единое экономическое пространство. Если мы вступаем в Единое экономическое пространство, автоматически у нас будет общая внешняя граница с той же Россией. Вот как надо объединяться – в стратегический союз, а не под угрозой какого-то кнута или пряника. Кыргызстан и кнутов не боится, нам и пряники не нужны, мы себя сами прокормим. К этому надо привыкать. Я думаю, вы меня об этом начнете спрашивать, что за пряник.
- Все-таки вы обсуждали тему выхода российских военных баз с территории Киргизии? Когда это может произойти и при каких обстоятельствах?
- Я люблю делать шаг за шагом, step by step. Бог даст, в 2014 году мы выводим одну базу. Сейчас мы разбираемся по всем соглашениям с Россией, в том числе по военной базе. Я сказал, не исключено, что пойдем другим путем, но в едином стратегическом партнерстве с Россией... Потому что мы-то долги платим. Причем эти долги образованы… Вы знаете, первый долг был, самый старый – это техническая помощь, которая, скорее всего, была разворована, распилена. А денежки мы платим живые. А вторая помощь, она была дана бывшему президенту перед выборами, за два месяца до выборов было выделено 300 миллионов льготного кредита и еще 150 миллионов долларов - грант. Причем выделено за два месяца до выборов. Почему я хорошо знаю? Потому что я шел как единый кандидат от оппозиции. Это были деньги, выделенные против меня.
- Российская пресса накануне вашего визита писала, что вы едете за новым кредитом. Для того чтобы закрыть бюджет Кыргызстана, необходимо значительное количество денег, и вы это вписываете в бюджет.
- Все так думали, только об этом и говорили – что Атамбаев едет клянчить деньги, за это будет американцев выводить. Я приехал, во-первых, я выбил долги от Минобороны России. Я думаю, уж указание президента, каким бы большим барином Сердюков ни был, он выполнит. Это раз. Во-вторых, нам ни копейки из этого кредита не нужно в этом году. Потому что 106 миллионов долларов нам были обещаны для бюджетной поддержки прошлого года, для бюджета 2011 года. И мы поверили, мы даже включили в бюджет 2011 года. Конечно, было очень трудно, когда нам в последний момент их не дали. Мы обожглись на молоке – в этом году в бюджет мы их не вкладывали. И нам для бюджетной поддержки эти деньги не нужны, их просто нет в бюджете. Я их и не просил, и не буду просить.
Не обошли стороной журналисты “Эха” и вопрос о статусе русского языка и положении русскоязычных в стране.
- Русский язык у нас официальный. На самом деле, как бы мы ни поливали Карла Маркса, бытие определяет сознание. Возьмите ту же Латвию, страна благополучна, даже неграждане не собираются уезжать. У нас официальный русский язык. У нас большинство каналов только на русском. Может быть, 2-3 на киргизском. Другое дело, что последние 20 лет, особенно первые годы, был всплеск национализма... Но русский язык, конечно, будет сохранен в Кыргызстане. Я горжусь тем, что в Кыргызстане практически каждый гражданин знает два языка как минимум – киргизский и русский. Это здорово. Потому что когда ты знаешь несколько языков, у тебя компьютер в голове лучше работает – сразу несколько дисководов. Когда сказали, что для тех, кто хочет работать в России, будет проверяться знание русского языка, для меня это повод, чтобы сказать, что отныне русский язык надо преподавать даже там, где ни одного русского нет... Это богатейший язык. Это такая литература! Не в обиду другим народам, но сравнить что-либо с русской литературой трудно. Поэтому мы должны сохранить русский язык... Я думаю, понижать статус нельзя. Во-вторых, в прошлом году мы начали очень активно развивать отношения с регионами России. Мы несколько раз собирали и в Бишкеке, и в Оше представителей, губернаторов, замгубернаторов России, мы уже налаживаем прямые связи. И самое главное – мы объясняем людям, что на национализме жить нельзя. Надо понимать, что мир другой стал. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок где-то мог в будущем пробиться, чему-то научиться, надо знать языки. А легче всего в Кыргызстане второй язык выучить русский. Поэтому, я думаю, эту проблему мы решим. Я сам очень люблю русский язык. Я люблю, конечно, и родной язык.
Комментарии